Владимир Спиваков и Денис Мацуев сыграли Брамса и Франка в Доме Музыки
На бис, для москвичей – Владимир Спиваков и Денис Мацуев сыграли Брамса и Франка в Доме Музыки. С этой программой музыканты выступали на фестивале "Звезды на Байкале" в сентябре – и решили повторить ее в столице при первой возможности. Дженнет Арльт расскажет подробнее.
Концерт стал одним из событий, посвященных 80-летию Владимира Спивакова. В Доме музыки полный зал. Маэстро появляется на сцене, как всегда, бодрый и подтянутый, с легкой улыбкой. Без вступительных речей Спиваков и Мацуев начинают творить музыку. В руках у маэстро не дирижерская палочка, а смычок. В Москве на публике Владимир Спиваков не выступал с большой сольной программой как скрипач, много лет, сосредоточившись на дирижерской работе. "Семь лет назад, когда он последний раз появлялся на сцене как скрипач, именно в сольном концерте, это тоже было со мной. Я это прекрасно помню. И я начал свой коварный план – уговаривать его вернуться, потому что таких прецедентов еще не было. В 80 лет не играли такие программы", – делится пианист, народный артист России Денис Мацуев.
В программе сонаты для скрипки и фортепиано Брамса и Франка. Два выдающихся образца камерной музыки. "Дня не проходит, чтобы он не занимался на скрипке. Может быть, только в те дни, когда он куда-то переезжает, он не вытаскивает скрипку, но этот диалог со скрипкой, он идет всю жизнь. У него он не прекращается", – говорит актриса, телеведущая Сати Спивакова.
Кажется, это не просто диалог, а полное слияние. "Он несколько раз приходил к нам в музей и общался тет-а-тет с инструментом государственной коллекции и брал в руки скрипки. И вот здесь я видел, как происходит это волшебство", – вспоминает генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Сонаты Брамса и Франка богаты и тем же сложны разнообразием эмоциональных оттенков. Это сотворчество двух равноправных солистов. "Сошлись две крупнейшие артистические фигуры – Спиваков и Мацуев. И то, что они вместе, это, наверное, может быть только сравнимо с тем, когда когда-то выходил Ойстрах и тоже его сопровождал Рихтер. То есть на самом деле это были союзы, которые, остались в памяти", – комментирует ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского Александр Соколов. "Удивительно, что человек, достигший таких высот в музыке, в музыкальном искусстве, с таким уровнем ну, всемирной глобальной славы и настолько относится к себе по сей день самокритично. И я думаю, что это вызвано ответственностью перед музыкой, перед композиторами, перед тем космосом, который заключается в этой музыке", – рассуждает пианистка, заслуженная артистка России Екатерина Мечетина.
После серьезной часовой программы немного хулиганства. Более десяти бисов и знаменитые "спиваковские подводки". В планах Спивакова и Мацуева — совместный гастрольный тур с сольной программой по городам России.