В Омске открылась выставка "Казачество"
Выставка, посвященная казакам России, открылась в Омском музее изобразительных искусств. Место проведения выбрано неслучайно – в 1808 году Омск становится столицей Сибирского казачьего войска. Экспозицию из собрания Русского музея осмотрела Динара Шамец.
Иван Шрамко, Парамон Белый и Макар Симак – эти надписи Илья Репин своей рукой оставил на портретах пашковских станичников. Работая над картиной "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", художник ездил на Кубань, чтобы лично встретиться с потомками запорожских казаков. Документальной точности придерживался и Василий Суриков. На выставке – его живописные и графические эскизы к полотну "Покорение Сибири Ермаком". "Предки Сурикова пришли в Сибирь вместе с воинством Ермака. И Суриков очень документально подходил к работе над этой картиной. Он ездил по Сибири, ездил по Дону, искал типажи, искал одежду", – рассказала ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея Любовь Шакирова.
Эскизы и наброски Сурикова – свидетельство тщательного поиска образов. Над полотном "Степан Разин" художник работал почти шесть лет. В итоге сшил себе костюм атамана, сфотографировался в нем и решил, что он сам и есть атаман-бунтарь. Этот автопортретный этюд лег в основу последнего варианта картины. А в этом средневековом воине кисти Ефима Копьина Ермака узнаешь разве что по музейной этикетке. "На этом портрете в верхней части есть герб. Он, может быть, не очень хорошо читается, но это – герб с изображением на щите двух соболей, которые держат в лапах корону, символ Сибирского царства. Этот герб принадлежит роду Строгановых. Именно Строгановы снаряжают экспедицию Ермака на территорию Сибири для освоения новых земель", – пояснила директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Фарида Буреева.
Как отмечают специалисты, прижизненных изображений Ермака не существует. В XVI веке на Руси еще не было жанра светского портрета. Художники в основном писали иконы. Так что это, скорее, собирательный образ атамана. А живописные полотна художника-баталиста Александра Орловского стали новым словом в изображении человека на коне. "Традиционно в искусстве конный всадник – это человек, наделенный властью, статусом. А здесь на коне оказывается простой человек", – отметила Любовь Шакирова.
Молва о доблести и храбрости сделала казаков любимыми персонажами лубков. Народные картинки пользовались популярностью и издавались широкими тиражами вплоть до советского времени. Один из любимых героев – Козьма Крючков. С тремя товарищами он уничтожил немецкий конный разъезд и получил в бою шестнадцать ран. Позднее этот легендарный эпизод вошел в первую книгу романа Михаила Шолохова "Тихий Дон". Таким представил казака Степан Эрьзя. Для работы использовал квебрахо – твердейшее дерево. В Аргентине, где жил мастер, оно шло только на изготовление шпал. Но покорилось "русскому Родену". "Казак" Эрьзи, созданный в самом начале Великой Отечественной войны, стал символом мужества, силы и духовной стойкости.