Больничные клоуны помогают детям бороться с тяжелыми заболеваниями
Смех продлевает жизнь и уменьшает болевой синдром. За тем и приходят к тяжело-больным детям "Больничные клоуны". У движения, созданного в 2011 году, – десятки последователей в разных городах. Как работают те, кто лечит юмором, увидела Анна Шустер.
Болезнь не повод отказываться от детства, способ сохранить его в стенах онкологического центра несколько лет назад нашли организаторы больничной клоунады в России. От коллег из цирка эти артисты отличаются тем, что не могут позволить себе яркий грим, парики – ведь здесь стерильная среда. Не все, кто хочет встретиться с клоунами, могут себе это позволить. 15-тилетний Стас готовится к пересадке костного мозга. Выход из палаты до операции строго запрещен. Но и тут клоуны нашли способ вызвать на лице парня улыбку. А для Дарины Щербенко из ДНР самый лучший день уже наступил. После девятимесячного лечения, когда нельзя было покидать больницу, ей сообщили, что болезнь отступила, и Дарина с мамой могут покупать билеты на поезд домой. На прощание – несколько слов благодарности больничным клоунам.
Рабочий день больничных клоунов начинается в 10 утра, они должны обойти все палаты отделения, работают ровно четыре часа, дольше нельзя, иначе может произойти профессиональное выгорание. Количество рабочих часов – далеко не единственный четко регламентированный пункт в их деле. Отбор на должность больничного клоуна строгий. Допускают только людей с актерским образованием. "Мы просим, чтобы клоуны просто снимали напряжение, которое несомненно присутствует в любой больнице, и они это делают чрезвычайно эффективно", – говорит главный врач НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Дмитрий Литвинов.
Клоунский стаж Марины Карлышевой – 13 лет. Интересно, что в эту профессию она пришла далеко не сразу. Когда ей было 16, от рака умерла ее любимая тетя, в 20 Марине предложили работать больничным клоуном, но актриса наотрез отказалась, ей казался нелепым смех в больничных стенах. Но чуть позже жизнь снова свела ее с больничными клоунами. Те в этот момент учились жонглировать, и Марина не заметила, как увлеклась процессом. "Дети, к сожалению, иногда болеют, а детство их сохранять надо, и поэтому есть такие больничные клоуны, мы приходим", – считает больничный клоун Марина Карлышева.
Есть одно правило, они никогда не спрашивают диагнозы. Но порой все-таки узнают их. "Я помню, что была палата, в которой меня предупредили, что ребенок уходит, и остается может быть день. Если ты растворишься в жалости или самопереживаниях, то непонятно, для чего ты здесь, тут есть люди, родственники, которые пришлю сюда быть с ним и жалеть его, твоя работа, если ты хочешь помочь в этой ситуации – быть клоуном", – комментирует художественный руководитель АНО "Больничные клоуны" Илья Боязный.
И еще один стимул улыбаться и работать даже в такой ситуации: артистов уже ждут в следующих палатах, и давать себе слабину нет времени.