"Виктор Цой. Легенда" – обновленная выставка-байопик в Петербурге
Обновленная выставка-байопик, посвященная Виктору Цою, проходит в Петербурге. Успех ее первой части – в Москве два года назад – вдохновил на создание новой версии "Виктор Цой. Легенда". В мир творчества лидера группы "Кино" погрузился Станислав Анисимов.
"Кстати, а ты смотрела этот фильм? – Нет, первый раз вижу". Такие диалоги не редкость на выставке "Виктор Цой. Легенда". Молодая публика продолжает открывать для себя грани таланта музыканта, художника и актера. Его судьба – героя поколения – здесь представлена как яркий и увлекательный маршрут, сопровождаемый комментариями и песнями. Снежные шары – отсылка к "Игле", иконическому образу героя, который создал Виктор Цой. "Была идея сделать достойный фильм о Викторе, но только в формате музейных стен, в формате галереи. В связи с тем, что никто не предложил нам сделать кинофильм, но предложили сделать выставку, вот я и написал сценарий", – рассказал автор концепции, куратор выставки Дмитрий Мишенин.
"Цитадель смерти" – это рабочее название так и не снятого фильма Рашида Нугманова, сценарий которого был написан специально под Виктора Цоя как продолжение приключений его героя из "Иглы". Несгибаемого, с налетом пессимизма, который сделает всё возможное, чтобы выжить в страшном и обреченном мире. На выставке представлена инсталляция, эпизод из картины – битва с киберпауком Борисом. "Наработка была уже в самом разгаре, и уже все были включены в процесс, были найдены продюсеры, но, к сожалению, случилась катастрофа, Виктора не стало. И мы решили сделать небольшую, камерную экранизацию", – поделилась художник Анна Маугли.
Зал "Кочегарка" определенно может поставить в тупик посетителей. Нужно ли было воссоздавать это место, когда сам подвальчик-то никуда не делся. И находится здесь же, в Петербурге. Но, проведя пять минут, начинаешь понимать, почему авторы выставки решились на такой рискованный шаг. Само пространство здесь говорит о музыканте и атмосфере, в которой он жил и творил гораздо больше любой экспликации. Воссозданы даже запахи – неуловимые, но важнейшие спутники нашей памяти. "Нам хотелось бы этой выставкой показать не какой-то односложный взгляд на Цоя как на музыканта, как на художника или как на актера, а как на личность, обладающую невероятным набором талантов", – признался продюсер Александр Кармаев.
Эта выставка не ликбез по творчеству Цоя, а попытка передать мощнейший импульс, заряд неисчерпаемой, по-хорошему злой энергии, духа бунтарства и протеста и в то же время ощущение хрупкости жизни человека, одного – способного изменить многих.