Театр Олонхо привез в столицу спектакль в стиле якутского этно-рока
На фестивале "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры" Театр Олонхо показал спектакль "Хардаачы Бэргэн". Якутский эпос и история главного героя на сцене рассказана в ритмах этно-рока. Елена Ворошилова продолжит.
Еще во времена учебы в Гитисе, Андрей Борисов дал слово создать театр и работать с национальным якутским эпосом. Театр Олонхо, который он открыл 17 лет назад – об этом. В репертуаре 23 постановки. В каждой – горловое пение тойук. "Это не совсем музыкальное сопровождение. Говорят наши оланхасуты, люди, которые поют тойук, они говорят, что в этом калыгахи, это называется калыгах этот фаршлаг, вся информация заключена", – говорит режиссер Андрей Борисов. Спектакль с труднопроизносимым названием "Хардааччы Бэргэн" вошел в "Уроки режиссуры". Перед выходом на сцену обязательный ритуал, где дыхание, пение и рука в руке.
В Якутии эпосы собирают по селам. Около 120 сюжетов записаны. "Хардааччы Бэргэн" – история богатыря, который ради спасения своей семьи бросает вызов нижнему миру – миру смерти. Гаврил Менкяров мечтает дорасти до оланхасута – провидца, который может петь несколько дней, погрузившись в транс. "Вот эти вот удары – это и есть колыгах. Настоящие оланхасуты, они говорили, что колыгах, вот этот вот звук, он подключает их к параллельному пространству", – объясняет актер Гаврил Менкяров. А пока герой Менкярова лавирует в спектакле между тремя мирами. Серединный – мир людей. Высший – богов. И низший – мир смерти. В нем много страшных существ, которые мечтают завладеть миром людей.
Героиня Анастасии Алексеевой обладает разрушительной силой. Черно-белый грим, руны – символы удаганки – так называют ведьм. "Руны и слова, в общем, для нас очень много значат. И играть удаганку – это не игра, да. Но все равно, так как мы являемся профессиональными актерами, мы немножко так берем для своего образа", – рассказывает актриса Анастасия Алексеева. На глазах зрителей актриса перевоплощается то в птицу, то в ведьму, которая задумала украсть энергию богов и захватить серединный мир. Этот эпос Андрей Борисов услышал от Андрея Титарова – ветерана Великой отечественной войны, который судя по всему, был тем самым оланхасутом. "Если бы ему сказали, что его эпос дойдет до московского зрителя, станет театром и заинтересует телеканал и так далее, он подумал бы, что это фантазии", – делится режиссер Андрей Борисов.
Мистическое искусство театра Олонхо – не только национальное достояние Якутии. В 2005 году ЮНЕСКО назвало якутский героический эпос одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.