Выставка "Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви" в Музее "Новый Иерусалим"
В экспозицию войдут более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей "Новый Иерусалим", Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций.
Впервые выставка, посвященная Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920 – 1930-е годы. Экспозиция займет основные выставочные залы музея, которые преобразятся в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополнят абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.
Куратором выставки "Невесомость" выступила искусствовед Ксения Новохатько, научным консультантом проекта – искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов. Архитектурно-художественное решение выставки создали театральные художники, лауреаты многочисленных театральных премий Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок.
"На выставке Александра Лабаса в Новом Иерусалиме будут показаны почти все основные произведения художника 1920-х – начале 1930-х годов, самого яркого и впечатляющего периода его творчества, его ключевые шедевры. Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем. Это взгляд в будущее и проект строительства нового мира", – научный консультант проекта Александр Балашов.
Главная тема творчества Александра Лабаса – сотворение нового мира, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов, классиков итальянской аэроживописи или своих коллег по группе ОСТ, Лабас воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь – неизвестную, многоликую, завораживающую. Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а неизвестным ранее самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций. Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.
Название выставки "Невесомость" отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как "удивительное спокойствие" и "философское равновесие". Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения "беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной".
Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса и рассматривает путь воплощения художника от первой знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и ряда поздних космических произведений. Три зала поэтически отмерят этапы этого пути: "Предчувствие, "Сотворение" и "Невесомость". Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции.
"В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни. Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия", – куратор выставки Ксения Новохатько.
Раздел "Предчувствие" включает ранние "сочинские" работы 1924 года и несколько поздних, открывших в творчестве Лабаса космическую тему. Таинственная энергия ранних работ будто предвкушает завтрашний день. Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира – этот этап творчества Лабаса раскрыт в разделе "Сотворение". "Городская площадь", "Поезд идет", "Едут", "Октябрь" и другие шедевры второй половины 1920-х годов демонстрируют не только сотворение нового мира, но и воплощение большого художника. Третий раздел, "Невесомость", сосредоточен на работах 1930-х годов – времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с "формализмом" в искусстве, жертвами которой стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей. В то же время он встречает главную любовь своей жизни – немецкую художницу, выпускницу Баухауса, Леони Нойман. В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к созерцанию любимых образов неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.
"Лабас создал свой иллюзорный мир, он воспарил над реалиями своего окружения и времени. Мы попытались создать легкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха. Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминающее остов дирижабля… мы как будто сами находимся внутри него, где-то выходя и летая вокруг", – театральные художники Эмиль Капелюш, Юрий Сучков, Яна Глушанок.
Значительная часть наследия Лабаса – графика, которая имеет ограниченный допустимый срок экспонирования, в силу чего в начале марта будет проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний.
К выставке планируется выпуск каталога, сувенирной продукции, проведение тематических экскурсий и мероприятий для взрослых и детей. В рамках выставки музей "Новый Иерусалим" представит музыкально-просветительский проект "Время, вперед!" – цикл лекций и концертов, вдохновленный не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса. Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и земная природа – таков неполный список тем "музыкального контрапункта". Цель проекта – раздвинуть временные границы и ощутить связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века.
"Идея о проведении выставки Александра Лабаса появилась в музее "Новый Иерусалим" несколько лет назад, и понадобилось немало времени, чтобы реализовать такой трудоемкий проект. Мы хотели собрать действительно ключевые работы художника из самых разных собраний и уголков нашей страны, провели большую логистическую работу, заручились поддержкой многих музейных и частных коллекций. Всё чтобы максимально понятно и подробно показать, кто такой Александр Лабас, рассказать о нем и его работах самой широкой аудитории. Александр Лабас имел удивительный дар – никогда и несмотря ни на что не терять позитива и веры в человека. Зарядить этим позитивом посетителей сейчас кажется особенно важной задачей выставки", – директор Музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко.