22 ноября 2024, 08:58 22 ноября 2024, 09:58 22 ноября 2024, 10:58 22 ноября 2024, 11:58 22 ноября 2024, 12:58 22 ноября 2024, 13:58 22 ноября 2024, 14:58 22 ноября 2024, 15:58 22 ноября 2024, 16:58 22 ноября 2024, 17:58 22 ноября 2024, 18:58

"Русское невероятное" – выставка в Центре "Зотов"

  • Картинка
  • "Русское невероятное" – выставка в Центре "Зотов"
  • Картинка
    "Русское невероятное" – выставка в Центре "Зотов"
  • "Русское невероятное" – выставка в Центре "Зотов"
В этих залах – попытка ответить, почему конструктивизм появился именно в России.

"Русское невероятное" представляет Центр "Зотов". На выставке собраны экспонаты из государственных музеев, галерей и частных собраний, которые ведут зрителя через Средневековье, авангард и современное искусство к истокам конструктивизма. Этот путь прошла и Юлия Кундрюкова.

Конструктивизм – это "русское невероятное" – появился в России. Он уникален и мог зародиться только здесь – в стране с огромной пространственной перспективой и хронической надеждой на удачу. В этих залах – попытка подробно ответить, почему этому направлению в искусстве было суждено появиться именно здесь. Зрители движутся по кругу. Сначала мы попадаем в некое пространство, где видим попытки его осмыслить. Затем переходим к желанию его изменить. А потом и вовсе – буйство фантазии, полет в космос – это такой апогей конструктивизма. И заканчивается экспозиция фразой Родченко: "И всё здесь рухнуло", – но движение идет по кругу, и мы снова оказываемся на исходной.

Точка входа и выхода на выставке обозначена зеркальной скульптурой "Рефлектор" Юрия Аввакумова. Работа 2022 года, но она тоже – про конструктивизм. Художники, режиссеры, архитекторы пристально вглядывались и заново пересобирали себя и искусство. Им не нужны были петровские реформы с их любовью к западноевропейской культуре. Они двинулись в Средневековую Русь – обратились к стилистике иконописи и народному искусству. Ольга Розанова и Александр Родченко возрождали художественные промыслы и делали их актуальными. "Они отправляются по артелям, народным промыслам, кустарям, изучают, что сохранилось и уцелело после революции. И начинают активную кампанию не только по спасению, но и по переосмыслению этих ремесел. Так, например, они сотрудничают с богородской артелью, мстёрской, палехской", – рассказала куратор выставки Анна Замрий.

Трактористы, рабочие и колхозницы – абсолютно в духе иконописи. Те же цвета, кстати, красный конструктивисты особенно любили, та самая киноварь, без которой не обходилась ни одна икона Средневековья. Еще до того, как конструктивизм стал методом организации жизни, левые художники уже заговорили о том, что мир должен быть организован. И это парадокс: с одной стороны, все лозунги кричали о свободе, с другой – именно конструктивизм призывал к четкому порядку. Внук архитектора Якова Чернихова – один из кураторов выставки – цитирует своего деда, который давал определение современной ему архитектуре. "Это умение фантазировать и претворять свои образы в видимые начертания, то есть репрезентовать свои архитектурные идеи наглядно. И при этом он говорил о том, что самое главное для архитектора нашего времени – как можно дальше и глубже заглянуть в пространство времени", – поделился куратор выставки Андрей Чернихов.

Настоящее после революции и в период строительства новой страны было далеко от идеала. И творцы буквально спасались уходя в свои фантазии о будущем. И это будущее стало теперь нашим настоящим. Они успели нафантазировать самолеты, космические корабли, сверхскоростные поезда, стеклянные дома. И уже тогда пришли к тому, что свобода, равенство и братство – хоть и цель, но из области фантастики. Об этом, например, работы шестидесятника Эрика Булатова. Многие современные художники и сегодня обращаются к идеям конструктивизма, на выставке немало их работ. Выходит, история искусства, как и эта выставка, закольцована.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация