Проект о цифровой сенсорике "Близкие технологии" в тульском Музее Станка
Гости познакомятся с природными и технологически усиленными возможностями восприятия и коммуникации, получат новые впечатления от контакта с мультисенсорными интерактивными объектами и инсталляциями, смогут вместе с авторами проектов исследовать взаимодействие человека и цифровых технологий в контексте развития сенсорных систем и даже попытаться спрогнозировать будущее человека в цифровом мире.
Арт-проекты на выставке объединяет то, что все они созданы с использованием технологий, дополняющих человеческий сенсорный опыт, который может быть получен через разные органы чувств. Возникновение новой мультисенсорной технологической реальности связано с появлением и развитием искусственных датчиков и сенсоров, развитием нейросетей и робототехники.
Технологии искусственных сенсорных систем действительно близкие, они все так или иначе связаны с чувствами человека, часто используются нами ежедневно, связаны с нашим телом: они непрерывно регистрируют визуальные, аудиальные и прочие сигналы, фиксирующие жизнь: всюду нас снимают камеры, о человеке при желании можно узнать многое – данные перемещений, температуру тела, информацию о состоянии здоровья и счетах в банке, благодаря инфракрасным сенсорам перед нами открываются двери, а по отпечатку пальца – кодовые замки. Окружающий мир сегодня наделен живой системой распознавания и реакций. Человек также обретает новые возможности – узнавать о себе и о собеседнике дополнительную информацию с помощью детекции физических показателей – определять волнение, пульс, считывать мозговую активность и влиять на свое состояние через биологическую обратную связь. Так у человека складывается новый тип взаимодействия с собой, с обществом и миром.
Художники рефлексируют эти процессы, создают футуристические концепты: кибернетическая рука дополнена новыми сенсорами, дающими возможности, которых у биологической руки нет, экспериментируют с формами коммуникации: передают сообщение через цвет, вибрацию, пульсацию, распределяют ощущения и выносят их во вне тела. Мир и правда становится дополнительно раскрашенным, дополнительно озвученным, человек получает все больше информации и будто более вооружен. Но становится ли он более совершенным? Становится ли он более счастливым? Куда нас это может привести? Делает ли это человек от избытка возможностей и движется к улучшению жизни или от чувства собственного несовершенства? На эти и другие философские вопросы можно попробовать получить ответы на выставке.
За последние несколько лет в поле российского искусства появилось достаточно много мощных работ на стыке науки и инноваций, технологий цифровой сенсорики. Можно отметить и преемственность, ведь современным художникам есть на что опереться – например, на выдающиеся советские проекты и изобретения. Среди проектов на выставке работы и молодых авторов со всей России в направлениях научного, технологического и медиа искусства, инсталляции и перфомансы, а также знакомые имена: группы VALab, работающей в направлении Art&Science, композитора и создателя медиапроектов Олега Макарова, художника и популяризатора нейросетевого искусства Дмитрия Сошникова, медиахудожников Юлии Абзалтдиновой и Ирины Иванниковой, а также работы легендарного советского КБ "Прометей", в состав которого входил выдающийся художник-инженер Булат Галеев. Также на выставке представлены работы художников, работающих в направлении медиаарта, а также экспериментирующих с нейросетями, исследующими физиологию человека.
Важную часть составляют проекты, отобранные в экспозицию по результатам проведенного опен-колла – философские концепты, в которых авторы размышляют о технологическом мире, о возможностях, о страхах, и надеждах, которые вызывают своим неумолимым развитием технологии.
"Зритель почему-то готов к восприятию мультисенсорных произведений, возможно, здесь свою роль сыграла пандемия, именно в это время весь мир одновременно осознал, как важны и другие органы чувств, которые еще пока слабо поддаются оцифровке, в отличие от зрения и слуха. Фактор физического контакта с произведением здесь может играть в пользу мультисенсорных проектов, а не цифровых. Мультисенсорные арт-объекты и инсталляции позволяют зрителю стать активным участником, взаимодействовать с произведением, влиять на его восприятие. Это создает у зрителя ощущение личной причастности и эмоциональной вовлеченности", – рассказала куратор выставки Елена Демидова.
"Чувства позволяют человеку испытать счастье, но в рациональной суете мы про это забываем. Выставка направлена на ощущения, на понимание того, как технологии позволяют воспринимать больше, ярче, точнее. Приятно и для многих неожиданно, что тогда еще советские художники развивали медиаискусство полвека лет назад, а современные российские мастера развивают этот опыт. Все это мы представляем на ваш суд в интерактивной форме", – поделился генеральный директор кластера "Октава" Дмитрий Барсенков.