Процент с проката фильма в карман актера: перспективы идеи
Российские актеры настаивают на выплатах средств от проката фильмов. К этому их подталкивает международная профессиональная федерация. Между тем продюсеры относятся к идее скептически. Они считают, что реализовать договор в наших реалиях пока невозможно. Подробности узнала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
На сегодня ситуация в российском кино такова: авторские права на киноленты принадлежат продюсерам, соответственно, прибыль от проката тоже достаётся им. Творческая группа - сценаристы, режиссер, операторы, актеры - как правило, работает за разовый гонорар.
Представители актерской гвардии убеждены: то, что многие признанные мэтры, выйдя на пенсию, живут едва ли не впроголодь - неприемлемо, поэтому артисты должны получать свою долю от кассовых сборов. По мнению председателя Коллегии адвокатов Москвы Константина Тропаидзе, проблему ветеранов кино уже не решить, тогда как у молодых артистов есть возможность договариваться с продюсерами.
"Всем известно, что до 1992 года все деньги от проката фильмов принадлежали государству. Актеры получали свои вознаграждения за участие и в дальнейшем ни на что не претендовали. У нас не было такой правовой модели, как на Западе, чтобы актер в ущерб гонорару получал прибыль от проката. Но сейчас можно попробовать такие вещи реализовать", - рассуждает Тропаидзе.
Если на данный момент все организационно-финансовые вопросы можно решить частным образом, зачем вообще нужен Пекинский договор? По мнению главы Независимого профсоюза актеров театра и кино России Дениса Кириса, ратификация этого документа поможет навести порядок в киноиндустрии.
"Это первый шаг к тому, чтобы урегулировать отношения в таком сложном объекте права как аудиовизуальные произведения. Мы хотим, чтобы рынок был цивилизованным, и мы должны прийти к нормальным условиям, которые устроят все стороны. И продюсеров, и актеров нужно дисциплинировать. Но это можно сделать лишь путем четких договорных отношений", - комментирует Кирис.
Ситуация в отрасли накаляется. В прошлом году о своих претензиях на долю кассовых сборов заявили представители гильдии сценаристов. Их пожелания также пока остались без ответа. И, как считает продюсер Евгений Гиндилис, причина здесь не в чьей-то скупости, а в реальном положении дел в кинематографе.
"Российское кино является системно убыточным на сегодняшний день. Продюсеры сами не могут компенсировать затраты на производство. Поэтому говорить о том, что актеры и сценаристы имеют какие-то дополнительные права, абсолютно бессмысленно", - уверен Гиндилис.
Стоит добавить, что в Пекинской конвенции участвовали представители 30 стран, включая Россию. Однако пока принцип авторских отчислений реально заработал разве что в Латинской Америке.