Около трех сотен шедевров европейского искусства привезли в Казань
"Прекрасная эпоха". Гоген, Матисс, Пикассо – около трех сотен шедевров европейского искусства привезли в Казань из Государственного Эрмитажа. Помимо живописных полотен, на выставке представят рисунки, гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства. За распаковкой экспонатов наблюдала Диана Дасаева.
"Бульвар Монмартр" Камиля Писсаро от защитных рам освобождают одним из первых. "Интересно то, что данная работа является частью серии, изображающей бульвар Монмартр с одной точки обзора, и Камиль Писсаро изображает этот вид в разных его состояниях природы", – говорит ведущий специалист Центра "Эрмитаж-Казань" Ильсияр Низамиева. Картину осматривают хранитель коллекции и реставратор – из Санкт-Петербурга везли сутки под охраной в особых условиях: температура – не более 20 градусов, влажность – 50%. "Живопись у нас по страховой оценке очень дорогая, и, соответственно, чтобы выдержать все климатические условия, здесь даже упаковка идет в двойные ящики", – объясняет главный специалист и ответственный хранитель Центра "Эрмитаж-Казань" Галина Захарова.
В Казанский Эрмитаж привезли 175 полотен авторов конца XVIII – начала XIX века: Гогена, Ренуара, Матисса, Пикассо, период расцвета культуры во Франции или "Прекрасная эпоха". Развивается стиль ар-нуво, графика – стены одного из залов украсят плакаты, что однажды превратили Париж в галерею под открытым небом. "Это реклама молока, это довольно популярная в это время тема, автор плаката Александр Стенлейн, и здесь этот плакат интересен, на самом деле, много чем, например, тем, что он был отпечатан огромным тиражом в несколько тысяч экземпляров, художник изобразил собственную дочь и собственных кошек", – рассказывает научный сотрудник Государственного Эрмитажа Михаил Балан. "Портреты в "Прекрасную эпоху" занимали особое место – им посвятили отдельный зал на выставке. Только появилась фотография, и поэтому художники старались избегать статичности и показать движение. Это и ниспадающая с плеча Ольги Палей жемчужная нить, и совершенно новаторская "Дама в черном" Ренуара".
Подлинные полотна Клода Моне, Альфреда Сислея готовят для зала пейзажей – они одни из самых старинных, 1880 годов, прежде чем попасть в Казанский Эрмитаж, прошли реставрацию. "Можно себе представить, что картина была покрыта несколькими слоями, ну, предположим, слегка пожелтевшего полиэтилена. И наша задача – все эти поздние слои лаков аккуратно и тихонечко утоньшить, чтобы возвратить картине первоначальный авторский колорит, который, собственно, и был задуман художником на момент исполнения", – комментирует художник-реставратор Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Мария Шулепова. Откроют выставку уже 29 ноября, дважды проведут ротацию экспозиции: весной и летом. В Казанском Эрмитаже полотна пробудут до сентября следующего года.