Русский музей проведет открытую реставрацию картины Дейнеки "Покорители космоса"
В Русском музее начали реставрацию картины Александра Дейнеки "Покорители космоса". Полотно размером почти 3,5 на 4,5 метра, созданное в честь полета Юрия Гагарина, 60 лет находилось в Луганском художественном музее. Сначала в экспозиции, потом в запасниках – и не в самых лучших условиях. За работой специалистов наблюдала Татьяна Божко.
Работа Александра Дейнеки "Покорители космоса" – выдающийся пример живописи в жанре соцреализма. Эта картина многим знакома по маркам и открыткам, но вживую, говорят эксперты, ее видели единицы. Ровесница легендарного полета Юрия Гагарина лежит на специальном постаменте. Ее начнут реставрировать прямо в одном из выставочных залов Русского музея. "Картину, к сожалению, в лабораторные условия не занести. Она слишком велика. Три сорок на четыре тридцать пять – это много. Даже не через каждый дверной проем она пройдет. А всё время накатывать ее на вал и раскатывать – это не самое правильное для такой живописи, достаточно хрупкой", – рассказал заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Сергей Сирро.
Картина задумывалась как часть панно, которое украсит Московский Дворец съездов, а стала отдельным проектом знаменитого художника. После первых выставок долгие годы хранилась в фондах Луганского художественного музея. Возможность создать необходимые для полотна условия там была не всегда. "Где-то ее сворачивали конвертиком, потом накатали на очень тонкий вал, диаметром, наверное, не больше 10 сантиметров. Непрофессиональный, из-под линолеума. Естественно, при таких условиях хранения слои начинают друг от друга отставать. У вас происходит окись покрасочного слоя, и мы теряем потихонечку саму картину", – пояснил Сергей Сирро.
На холсте царит торжество рациональности и порядка. Так выглядит олицетворение мечты советского гражданина о том, как будут жить потомки. На картине о будущем время оставило свои следы. Работы у реставраторов достаточно. Сначала они удалят слой пыли и загрязнений. Потом станут работать индивидуально и очень аккуратно с каждым участком. Этого требует клеевая темпера, особая техника письма этого полотна. При создании этой картины художник использовал масло, клей и другие материалы. Какие – предстоит разгадать экспертам. Они уже разработали примерную методику реставрации. "Вы видите многочисленные разрушения, отставания красочного слоя с грунтом и без грунта до основы, излом", – прокомментировала ведущий художник-реставратор отдела реставрации живописи смешанных техник Русского музея Нина Русакова.
Реставраторы Русского музея готовы решать самые сложные задачи. Будут работать с помощью давно известных способов восстановления и даже, возможно, изобретать новые. "Здесь как раз вы видите растворители, которые могут помочь удалить загрязнения и укрепляющие составы. Водные растворы могут нам и не понадобиться, потому что они могут губительно подействовать на красочный слой, на грунт, размывать его", – продолжила Нина Русакова.
Реставрация, обещают специалисты, будет открытой через специальную стеклянную дверь. За ее ходом смогут следить посетители корпуса Бенуа. Полностью завершить работы планируют летом следующего года. После чего "Покорители космоса" временно станут частью экспозиции Русского музея. А потом вернутся на свое законное место – в выставочные залы столицы Луганской Народной Республики.