Фестиваль "Наш Мусоргский. Из глубины" в Большом театре открыла "Хованщина"
Фестиваль "Наш Мусоргский. Из глубины" в Большом театре открыла "Хованщина". В год 185-летия со дня рождения композитора Валерий Гергиев переносит на московскую сцену постановку Мариинки. Об актуальности народной музыкальной драмы – в репортаже Юлии Кундрюковой.
Этот фестиваль решили сделать доступным для всех: вечер открытия транслировался в десятках кинотеатров страны. Открылся он оперой "Хованщина", которую Мусоргский писал почти десять лет. В одном произведении о событиях XVII века он объединил три стрелецких бунта, раскол церкви, начало правления Петра I и личные драмы героев. Либретто композитор тоже сочинил сам. Мусоргский не успел довезти до конца работу над "Хованщиной", хотя и писал ее до последних дней жизни. Не хватало фрагмента финальной сцены и почти полностью не было оркестровки. Доделал оперу Римский-Корсаков.
Потом были версии Равеля и Стравинского, Ламма и Асафьева, Голованова. А в 1959 году свою версию оркестровки написал Дмитрий Шостакович. Она считается максимально близкой к задумке самого Мусоргсокого. Именно ее и взял за основу Валерий Гергиев. Впервые Хованщину он поставил в Мариинке в 80-е годы. "Все богатства, прежде всего нашей национальной культуры, в ближайшее время будут собраны на сцене Большого театра. В основном это силы артистические и ресурсы Большого театра, зачастую и Мариинского. Как сегодня будут петь солисты и того и другого театра", – говорит ген. директор Большого театра, худрук – директор Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев.
Солистка Мариинского театра Юлия Маточкина исполняет партию Марфы с 2015 года. Ее героиня влюблена в сына князя Андрея Хованского, который затеявшего бунт. В опере Марфа – пример всепрощающей любви и веры. "Любящая, честная, мудрая. И, наверное, все вот эти переживания... и очень сильно страдающая. За веру, за страну, за свою любовь", – комментирует солистка оперной труппы Мариинского театра Юлия Маточкина.
Опера в пяти действиях. Начинается знаменитой увертюрой "Утро на Москве-реке". Позади ночь стрелецкого бунта, когда были убиты бояре, поддерживающие юного Петра I. На площади столб, где высечены имена казненных, и среди пришлых людей и стрельцов появляется зачинщик бунта Андрей Хованский, призывая продолжить борьбу. Здесь же его сын Иван, который преследует Эмму, девушку из Немецкой слободы. Он готов убить ее, лишь бы она не досталась его отцу. Солист Сергей Скороходов, помимо Мариинки и Большого, исполнял партию Ивана Хованского в Ла Скала и в Парижской опере. И всегда старается найти в ней что-то новое. "Мусоргский ставил перед исполнителями не столько вокальные задачи, сколько задачи драматического и актерского порядка. И здесь мало быть певцом, здесь нужно быть актером", – объясняет солист оперной труппы Мариинского театра Сергей Скороходов.
В свое время Федор Шаляпин сделал немало для того, чтобы эта опера была на главных сценах страны. Он исполнял партию Досифея, главы раскольников. Декорации Федора Федоровского, который работал над ними по эскизам Коровина и Головина еще в середине прошлого века. Закрывать фестиваль Мусоргского будет опера "Борис Годунов", которую снова будут транслировать в 30 городах страны в начале декабря.
Также в ходе пресс-конференции на открытии фестиваля Валерий Гергиев сообщил, что в ближайшее время на постановки Большого театра будут распространены льготные билеты. "Мы театр российский, но мы еще театр московский. Поэтому в ближайшее время мы разрабатываем такую стратегию с правительством Москвы. Обязательно будем достаточно широко открывать возможность для посещения наших спектаклей, как оперных, так и балетных. В том числе знаменитые "Щелкунчики". Предновогодние и посленовогодние тоже будут таким образом распространяться среди тех, кто заслужил получать льготные билеты", – рассказывает генеральный директор Большого театра, народный артист России Валерий Гергиев.