Художественный музей Амстердама открыл одну из главных выставок года
Художественный музей Амстердама открыл одну из главных выставок года. В экспозиции "Азиатская бронза" – предметы из стран Юго-Восточной Азии. Все созданы задолго до начала голландской колонизации и на уровне, недоступном европейским мастерам того времени. Алия Шарифуллина продолжит.
Азиатская бронза существует четыре тысячи лет, но ещё таит в себе секреты, которые учёные пытаются разгадать. Это было одной из задач и выставки в художественном музее Амстердама. Прежде чем отправить на экспозицию, например, эту бронзовую статуэтку Гухьясамаджи Акшобхья, её провели через нейтронную томографию, которая показала, что тело бронзовой фигуры наполнено органическим материалом. "Возможно, это свитки с мантрами, а также семена, бобы, кусочки дерева, кости. Нам это ещё предстоит выяснить. Работа над идентификацией этих материалов ещё продолжается. Подобные статуэтки имели большое ритуальное значение. И они не предназначались для просмотра непосвящённым", – говорит научный сотрудник Рейксмузеума азиатской бронзы Сара Криндж.
Это один из 75 артефактов, представленных на выставке азиатской бронзы. Встречает посетителей "Патрик". Так специалисты называют эту антропоморфную фигуру из долины Ганга в Индии. Датируемая 1500-1000 годами до нашей эры статуэтка напоминает персонаж мультфильма "Губка Боб. Квадратные штаны". "Эта статуэтка такая древняя, но в то же время такая современная. Это почти как дизайнерский объект, не так ли? Удивительно, как она способна сегодня обращаться к нашему эстетическому чувству", – отмечает руководитель Азиатского павильона Рейксмузеума Менно Фицки.
От доисторического до современного. От божеств до предметов повседневного обихода. Каждый из этих бронзовых предметов – пример удивительного мастерства и фантазии. В их основе – медь, но с примесью олова, которое было довольно редким материалом. Но в Азии находилось крупнейшее в мире месторождение олова, так называемый "оловянный пояс", охватывающий Таиланд, Малайзию, Индонезию. Бронзе придавали соответствующую форму в зависимости от традиций и особенностей региона. Кураторы выставки хотели показать, насколько этот материал универсальный. Из Национального музея Бангкока прибыло шесть работ, в том числе Будда XII-XIII веков. Статуя покинула Таиланд впервые. "Объекты такого статуса и качества очень редко можно увидеть на выставках, даже в крупных галереях Европы. Обычно для знакомства с ними вам нужно самому приехать в страны происхождения этих фигур", – подчеркивает куратор отдела искусства Юго-Восточной Азии в Рейксмузеуме Уильям Саутворт.
Большинство работ демонстрируются в Нидерландах впервые. 15 из них и вовсе никогда не выставлялись в Европе. Сотрудники музея провели исследования, посвященные производственным процессам, технике литья и составу представленных изделий, чтобы разгадать загадки азиатской бронзы.