"Веселюсь не от алкоголя, а от своей натуры". О жизни и творчестве Любимова
Юрий Любимов - классик отечественного театра, человек эпоха, как его называли коллеги, скончался сегодня на 98-м году жизни. Большую часть жизни Любимов посвятил сцене - он основал знаменитый театр на Таганке, где поставил более 100 спектаклей. Несколько дней назад режиссера госпитализировали в Боткинскую больницу с сердечной недостаточностью, врачи до последнего боролись за его жизнь, но болезнь оказалась сильнее. О творческом пути мастера рассказывает корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Подолян.
Режиссер-эпоха, патриарх театральной сцены, признанный во всем мире мастер с рабочим стажем более 80 лет - это все Юрий Любимов. Он при жизни стал легендой и признанным гением. Его постановки становились событием. Его творческие вечера превращались в спектакли. Любимов словно читал свою книгу жизни, где на каждой странице история дружбы, взаимоотношений с великими людьми эпохи - Солженицыным, Высоцким, Капицей, и конечно - отдельно история его театра, театра на Таганке. Любимов не раз говорил, что режиссер должен быть диктатором. Он всегда ставил дисциплину на первый план. Но вне театра, вне сцены, вне зала, где он сидел с трехцветным фонариком во время спектаклей, он о диктатуре, конечно, забывал.
"Я, как ни странно, довольно веселый человек, хотя биография моя против этого. Веселюсь не от алкоголя, а просто от своей натуры".
О сцене Юрий Любимов мечтал с детства, надевал папину шляпу и перед зеркалом читал стихи. В Театре имени Вахтангова он был ведущим артистом. Но в актерских рамках ему было тесно, и он ушел в режиссуру. Любимов признавался, ему не нравилось, как тогда ставили спектакли, он устал от соцреализма. Со своими студентами он поставил "Доброго человека из Сезуана" и открыл новое направление в искусстве, которое стали называть "синтетическим театром". Любимов блестяще соединил в постановке музыку, поэзию и драматургию. В песне с известным рефреном "Скажи еще спасибо, что живой", написанной Высоцким к 60-летию Юрия Петровича, он, конечно, спел и "Добром человеке", постановки, с которой начался театр на Таганке.
В театр на Таганке, театр со своей особой эстетикой, невозможно было достать билет. Каждая постановка Любимова становилась театральной сенсацией - "Десять дней, которые потрясли мир", "Гамлет", "А зори здесь тихие", "Борис Годунов". Но в середине 80-х с Таганкой ему пришлось расстаться.
После публикации в "Таймс", где Любимов раскритиковал культурную политику Советского Союза, режиссера лишили гражданства. Запад с радостью принял Любимова. Он работал на лучших площадках Америки, Англии, Франции, Италии. За границей Любимов поставил больше тридцати опер, даже придумал для своей оперной деятельности определение.
"Я был "опероуполномоченным" Советского Союза. Когда съехались все директора всемирных театров смотреть новую оперу, она им понравилась. И когда я прибыл туда, навсегда, я был не гражданин, враг народа, квартиру опечатали. А когда распечатали - там были чай и чашки, это значит, что мы никуда не собирались".
В 88-м он вернулся в Москву, ему вернули советское гражданство, его имя вновь появилось на афишах театра на Таганке. Любимов восстановил запрещенные когда-то спектакли - "Борис Годунов", "Владимир Высоцкий", "Живой". Он стойко перенес раскол труппы и сумел создать новую команду актеров. Созданный им Театр Юрий Любимов навсегда покинул летом прошлого года после конфликта с актерами. Многие тогда предрекали режиссеру спокойную пенсию. Но останавливаться, брать творческую паузу Юрий Петрович не собирался. Он вернулся в театр имени Вахтангова, где начинал карьеру актера, и поставил "Бесов". В Большом театре работал над оперой "Князь Игорь", параллельно обдумывая постановку "Школы жен Мольера". Юрий Любимов в 95 лет не умел, не мог, не хотел останавливаться.
В одном из своих выступлений Владимир Высоцкий сказал о Любимове - "пройдет время, и о его режиссуре будут писать диссертации, книги, исследования". И сегодня в этом никто не сомневается.