Последние вольные кочевники познакомили Магадан с рассохинскими эвенами
Эти фотографии хочется “слушать”, кажется, подходишь чуть ближе: вот они – ветра тундры и тяжелое дыхание оленьей упряжки.
В каждом снимке вековая история рассохинской группы Охотско-Колымского края.
"Эвены ездили на оленях верхом, в отличие от всех остальных народов, которые пользовались нартами, а эвены кочевали по горной пересечённой местности, у них были крупные олени, которые способны выдержать человека, специально для этого одежда делалась распашной", – рассказал Саркис Тарутин, заведующий экспозиционно-выставочным отделом.
Экспозиция уникальна своей историей. В 1932 году роды Хабаровских и Болдухиных, избегая коллективизации, вместе с сородичами ушли на реку Рассоха, это на территории современного Среднеканского округа, где обитали в изоляции до конца 1950-х годов.
В 20-30 годах на северо-востоке в тундру уходили целые группы этнических родов, в основном те, кто владел крупными стадами оленей, их пугала коллективизация. Разъяснительная работа среди кочевников давалась тяжело, они выбирали другой путь – нахоженные маршруты.
Опытным оленеводам затеряться даже с тысячным стадом было очень легко. Просторы тундры изобразил потомок рассохинских эвенов Иван Хабаровский. Как создавал полотно, которое тоже часть экспозиции, рассказывает своей дочери Антонине.
"Я с малых лет в тайге живу, жил, там родился, вместе с оленями вырос, начал рисовать, вспоминать, чтобы пригодилось кому-нибудь", – поделился Иван Хабаровский, рассохинский эвен.
Иван Булдукин, представитель рода Болдухиных, свидетельство о рождении выдали с ошибкой, на фотографиях рассмотрел своих родных: отца и дядю. На снимках быт, который он помнит с детства.
"Вон видите, как кочуют на оленях, вот так кочевали, в 70-х только на тракторах, а до этого на оленях все время", – отметил Иван Булдукин, рассохинский эвен.
Осознанно потеряв связь с внешним миром, эвены сохранили для потомков уникальные знания, культуру, быт и традиции. Часть предметов теперь хранится в фондах музея.
"Я очень люблю этническую тему, она в последнее время активно во мне пробуждается, что касается животных, наверное, нет, а вот что касается одежды, аксессуаров, очень впечатляет", – подчеркнула Ирина Житарюк, посетитель выставки.
Национальную одежду, которую рассохинские эвены носили с XIX века, этнические группы сняли в начале XXI. Это позволило исследователям насытить данные ранее неизвестными деталями. Детально рассмотреть уникальную коллекцию теперь могут и все посетители Магаданского областного краеведческого музея.