29 ноября 2024, 08:54 29 ноября 2024, 09:54 29 ноября 2024, 10:54 29 ноября 2024, 11:54 29 ноября 2024, 12:54 29 ноября 2024, 13:54 29 ноября 2024, 14:54 29 ноября 2024, 15:54 29 ноября 2024, 16:54 29 ноября 2024, 17:54 29 ноября 2024, 18:54

Выставка графики проходит в Третьяковской галерее

  • Картинка
  • Выставка графики проходит в Третьяковской галерее
  • Картинка
    Выставка графики проходит в Третьяковской галерее
  • Выставка графики проходит в Третьяковской галерее
Представлено около трехсот работ, в том числе малоизвестные широкой публике произведения.

Магия акварели. В Третьяковской галерее открылась выставка графики из фондов музея. Представлено около трехсот работ, в том числе малоизвестные широкой публике произведения. Какое место занимала акварельная техника в творчестве прославленных мастеров, расскажет Антон Николаев.

Третьяковская галерея редко выставляет акварельные рисунки: они боятся света. Хотя многие из них буквально светятся изнутри – как эти миниатюрные акварельные портреты. Чтобы краски светились, художники писали их не на бумаге, а на кости. Многих известных живописцев эта выставка открывает с неизвестной стороны. Это акварельные работы художника-живописца Ивана Крамского. "Это такой контрапункт тем произведениям, которые можно увидеть в наших залах постоянной экспозиции, в зале Крамского или на выставке "Передвижники". Прийти сюда и открыть совершенно другого Крамского – вот это любование красотой этого мира, красотой природы, красотой лиц близких. И вот эти тихоструйные акварели можно видеть на нашей выставке", – говорит заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.

В разные эпохи художники использовали технику акварели по-разному. В самом начале XIX века – для снятия пейзажей. Это вид на Казанский собор – незавершенный вариант живописного полотна художника Федора Алексеева. С появлением фотографии, что отражено на этом рисунке 1857 года художника Петра Шмелькова, прикладное значение акварели отходит на второй план. И уже Валентин Серов работает с акварелью так, как будто это живопись. "И как в жемчуге, в перламутре, в этом одном цвете заключено все богатство мира, вся радуга оттенков. Да, так и у Серова, как жемчужина, расцветает этот серый цвет, который насыщен всей палитрой, всеми – и розоватыми, и сиреневатыми, и голубоватыми тонами, и начинает переливаться акварель, как настоящий перламутр", – объясняет заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Еще один знаменитый живописец на этой выставке – Василий Суриков. Свои акварельные работы он хранил в сундуке и показывал только узкому кругу друзей и единомышленников. "У Сурикова акварель была его техникой основной, которой он мыслил, которой он фиксировал свои впечатления, в которой он задумывал свои большие произведения, воплощал их в жизнь. При этом редко показывая, делясь с широкой публикой этими работами, хотя они были на высочайшем уровне мастерства. И в принципе впоследствии именно акварели Сурикова сподвигли многих художников, которые позже уже узнали о его творчестве, также заняться именно этой техникой", – комментирует куратор выставки Мария Кривенко.

В технике акварели работал и Илья Репин. Рассказывают, что однажды Дмитрий Менделеев пригласил его совершить полет на воздушном шаре, чтобы он смог написать красивые виды с высоты птичьего полета. Репин отказался, но на выставке можно увидеть портрет знаменитого ученого, написанный Репиным в технике акварели.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация