Выставка "Дмитрий Жилинский. Личное" открылась в РОСИЗО
РОСИЗО открывает большую ретроспективу Дмитрия Жилинского. Художника считают одной из центральных фигур в советском искусстве – при том, что работал он вне идеологий и направлений. Жилинского вообще не очень интересовали внешние обстоятельства. Как личное становится вечным, увидела Лидия Алешина.
"Мне важна правда жизни, её конкретность. Не человек вообще, но определенный, неповторимый человеческий характер" – это слова Дмитрия Жилинского. Камерный стиль повествования, обращение к традициям русской иконописи и искусству эпохи Возрождения, преклонение перед работами старых мастеров. Чтобы донести правду жизни, мастер обратился к технике темперной живописи. Художник всю подготовительную работу делал сам: распиливал ДСП, наносил грунт левкас, замешивал краски с яичными желтками, клей. В работе использовал тончайшие кисти. "Как его правильно называли художником Возрождения! Возрождение – это всё-таки не временное понятие, а смысловое. В нем столько света, столько истории, столько отражения и зеркала нашей культуры", – отметила генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова.
Бытовые сюжеты с закодированными символами иносказательны и метафоричны. На портретах людей, которые были ему особенно дороги, изображения парящего ангела. Писал с фигурки, сделанной из картона. Члены его семьи позировали часами. "Чтобы Коля позировал вот здесь или там, ему надо было читать без конца. Даже один раз пошутила: Дима, не известно, что еще хорошо. Я сочиняла сказки какие-то без конца, рассказывала, Коля, рот раскрыв, слушал. И в это время Дима его писал", – поделилась вдова художника Д. Жилинского Венера Жилинская.
Портрет "Одна" и тоже с ангелом. Это Анастасия Жилинская, мама художника. Я всем ей обязан, говорил мастер. 1969 год – картина "Под старой яблоней". В верхней части авторской рамы надпись: "Посвящаю моей маме". На полях рамы фигура расстрелянного отца. На эту тему триптих "1937 год". Воспоминания 10-летнего Дмитрия, как арестовывали его отца. Фигура в белой одежде, раскинуты руки, белые лилии. В нижней части рамы копия документа о реабилитации отца. "В своем творчестве Жилинский огромное внимание уделял символам, символике цвета, построению силуэтов. Допустим, мы видим, казалось бы, бытовой сюжет, но при этом положение фигуры напоминает Богоматерь Оранту", – рассказала куратор выставки Елена Семёнова.
Создавая портреты, мастер не работал с фотографий. Эта серия, написанная по заказу Дома музыки, исключение. Шостакович, Скрябин, Рахманинов. Художник подробно изучил посвященную им литературу, часами слушал музыку и для каждого задал определенное время и пространство. Для портрета Шостаковича выбрал тему блокадного Ленинграда. "Александр Скрябин изображен на фоне храма Христа Спасителя. Мы видим радугу. Скрябин – первый в истории композитор, который попробовал создать светомузыку", – пояснила Елена Семёнова.
А это автопортрет: "Я вообще могу писать только то, что хорошо знаю, понимаю и люблю, в чем вижу внутреннюю гармонию". Дмитрий Жилинский. Личное.