Гептил обладает мутагенными свойствами
Жителей Алтайского края призывают не приближаться к обломкам "Прогресса". Спасатели предупреждают, что фрагменты "грузовика" токсичны. Одновременно специалисты Роспотребнадзора исследуют пробы воды из впадающей в Обь реки Бия, пока никаких токсичных веществ не выявлено. Но известно, что в состав ракетного топлива входило крайне опасное для людей вещество – гептил, это яд. Об экологических последствиях падения космического "грузовика" спросим у специалиста, на связи со студией "Вестей ФМ" Иван Блоков, директор программ "Гринпис-Россия".
"Вести ФМ": Иван Павлович, каким мог бы быть ваш прогноз по вероятным последствиям для уникальной природы Алтая от этой космической аварии?
Блоков: Совокупное количество топлива, которое было в третьей ступени ракетоносителя, около 40 тонн. Это топливо включает в себя вещество 1 класса опасности – гептил, который считается в 4-6 раз более токсичным, чем цианистый калий. Если бы все топливо попало в водоемы, то оно могло бы загрязнить воду до уровня допустимой концентрации примерно в объеме 1 кубический километр, то есть потенциально это очень большая опасность. Другое дело, что ракета уже проработала какую-то часть времени, что-то могло сгореть в атмосфере, поэтому сейчас мы находимся в состоянии полной неопределенности. Но если большая часть топлива попала на землю, я подчеркиваю, это очень условно, то тогда ситуация крайне опасна.
"Вести ФМ": Ну, и дальше хотелось бы узнать. Крайне опасно чем? Какие первые признаки того, что почва отравлена, и что будет, собственно, на этих почвах дальше?
Блоков: В первую очередь это опасно для людей. Это действительно очень опасное вещество, которое обладает мутагенным, канцерогенным действием, воздействует на нервную систему, на печень, на органы дыхания. То есть полный спектр. Это фтор-органика, то есть достаточно опасная вещь. Разлагается она довольно медленно, то есть не то чтобы это загрязнено навсегда, но все-таки сколько-то десятилетий потребуется, чтобы окружающая среда пришла в норму. Людям туда будет ходить, безусловно, можно, на территории, которые загрязнены, но я подчеркиваю, все это очень условно мы говорим, потому что мы не знаем про объемы. Но вот пить воду какое-то время наверно будет нельзя.
"Вести ФМ": Иван Павлович, спрошу. Ответ, в общем-то, угадывается, но спрошу. А можно ли на этой территории будет собирать грибы, ягоды? Алтай – это мёд. С этим тоже моно проститься на какое-то время?
Блоков: Если загрязнение масштабное, то, безусловно, собирать ни грибы, ни ягоды, ни мёд будет нельзя. Это совершенно очевидно и не вызывает никаких сомнений. Но хочу обязательно уточнить, что мы сейчас не знаем, сколько топлива попало на землю. В принципе падение ступеней ракет с гептином для Алтая вещь не новая, и разгонные ступени на Алтай падали в течение нескольких десятилетий. Последствия были крайне неприятные. Так, в 1996 году специальный совет безопасности при президенте занимался рассмотрением вопросов о падении ступеней и о воздействии гептина на здоровье жителей Алтая. С тех пор падений было гораздо меньше, конструкции, судя по всему, немножко улучшились, но вот сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда мы оказались в неопределенности, и, в общем-то, потенциально в очень опасной ситуации. К сожалению, ракетно-космическая деятельность не проходила экологической экспертизы, поэтому все опасности детально профессионалами так выявлены и не были.
Полностью слушайте в аудиоверсии