Кабмин подвел итоги выполнения федпроекта по борьбе с сахарным диабетом
Правительство выделяет значительные средства на развитие региональных эндокринных центров и их оснащение современным оборудованием. В 87-ми регионах обследование прошли 3 миллиона человек. К сожалению, становится все больше детей и подростков, страдающих сахарным диабетом. Об "эпидемии" сахарного диабета и о том, как его избежать – Елена Ерофеева.
Мой организм, как эта машина: уже не новый, но еще на ходу. При должном уходе еще не один год побегает. Важно, что заливать в бензобак. Если залить сюда дизель, машина и с места не тронется.
Диабет второго типа – это расплата за комфортную ленивую жизнь. Почти всегда на машине – даже до ближайшего магазина. Без машины встаем на электросамокаты. Последний удар – быстрая доставка быстрой еды. Две котлеты, жирный соус, все на булочке с кунжутом – открывают путь к диабету второго типа.
После такого питательного обеда в кровь попадает много жира и сахара. Поджелудочная железа в ответ на еду начинает вырабатывать инсулин. Клетки открываются, чтобы впустить сахар и использовать его как энергию. Если человек переедает, поджелудочная забивается жиром и не может вырабатывать достаточно инсулина. Поэтому многие нуждаются в инъекциях для контроля уровня сахара в крови.
— 12 килограмм лишних, это еще надо поработать хорошо – было 145, — рассказывает Светлана Новак.
— Как вы себя при этом чувствовали?
— А никак, это уже все, это не ходячий человек. Который не ходит, не двигается, ждет, когда этот день закончится, вот и все.
15 лет назад Светлане поставили сахарный диабет второго типа. Последний год – на инсулине. Вес приближался к ста пятидесяти. Проблемы с ногами, сердцем. Врачи боялись озвучить прогноз. В Ставрополе от нее отказались – слишком тяжелый пациент.
"8 лет назад случилась остановка сердца, в связи с этим был в срочном порядке установлен кардиостимулятор. Я до сих пор на нем, я начала спасать ноги, у меня были трофические язвы на ногах. Мне удалили вены, поставили кардиостимулятор", — говорит Светлана.
В московском эндокринологическом центре Светлане сделали операцию по уменьшению желудка. Специальная диета, строгий контроль сахара и спорт. Теперь не только бодро ходит – бегает. Эндокринолог отменил инсулин – диабет в ремиссии.
"Второй тип диабета, по сути дела, это метаболическое заболевание, которое можно предотвратить. И на ранних этапах даже вылечить", — поясняет Наталья Мокрышева, директор НМИЦ эндокринологии Минздрава России, член-корреспондент РАН.
Растущая эпидемия сахарного диабета: в мире насчитывается больше полумиллиарда человек, страдающих этой болезнью. В России официально – 5,5 миллиона. Неофициально — вдвое больше.
В поселок Абан Красноярского края мобильная поликлиника приезжает впервые. Местный терапевт заранее отбирал тяжелых пациентов, кому срочно нужно сделать УЗИ, пройти эндокринолога и кардиолога. В поселке их нет, до краевой больницы – 300 км.
"Шесть часов езды на автобусе — это для здорового человека очень сложно, а для больного, соответственно, это очень много", — жалуется Елена Чечек.
Эндокринолог принимает без перерыва. Этого специалиста в Абане нет уже давно. А в поселке на учете с сахарным диабетом больше 700 человек.
"Раз в год они приезжают, а может быть и вообще не приезжают, потому что это далеко ехать — маломобильные пациенты. Бывают, да, все осложнения уже диабета есть", — рассказывает Егор Нурмуханов, врач-эндокринолог КГБУЗ "Краевая клиническая больница".
Дети редко болеют диабетом второго типа. Но предрасположенность формируется именно в юном возрасте. За последние 20 лет диагноз "ожирение" у подростков начали выявлять в шесть раз чаще. Неправильное питание, малоподвижный образ жизни – они часами сидят за компьютером, обрекая себя на встречу с диабетом.
"Иногда, знаете, ребенку 4-5 лет, он по 4-5 часов сидит и играет. Нагрузки безумные совершенно, а мозг берет только глюкозу. А поджелудочная железа еще маленькая, она не может выдать столько инсулина. Статистика известна, что больные вторым типом — это взрослые. Там 98% людей интеллектуального труда, и 2% или 3% – это те, которые, так сказать, копают", — поясняет Иван Дедов, президент НМИЦ эндокринологии Минздрава России, академик РАН.
В России растет заболеваемость и диабетом первого типа. Его называют детским диабетом. Поджелудочная железа не вырабатывает инсулин — гормон, который помогает глюкозе проникнуть внутрь клеток, где она расщепляется и преобразуется в энергию. Без инсулина клетки органов и тканей голодают, глюкоза остается в крови.
"Сахарный диабет первого типа, а детский диабет почти в 100% случаях именно такой — это четкие симптомы, это, действительно, много пьет, патологически много пьет, при хорошем аппетите худеет, тает на глазах", — описывает типичные признаки заболевания Елена Петряйкина, доктор медицинских наук, профессор, директор Российской детской клинической больницы Минздрава России.
Анна замечала у сына эти симптомы. Егору тогда было одиннадцать месяцев.
"Резко стал уходить вес, он всё время плакал, синели губы, мешки под глазами, — вспоминает Анна Мартынова. Подумать о том, что это сахарный диабет, никто не мог. Пока уже ребенок не впал в кому, был отек мозга, и уже сахар был 30, он уже был в реанимации".
Он не знает жизни без диабета, контроля сахара и уколов инсулина. Егор давно научился считать еду в хлебных единицах. Арифметика проста: один кусок хлеба равен двум ложкам супа или одной шоколадной конфете. Одна шоколадная конфета – это четыре карамельки.
— Что хотелось, а нельзя было?
— Конфет много, конечно же, хотелось, сахар есть, но нельзя было. Поэтому у меня была мотивации всегда побольше бегать, чтобы получить конфету, что-то вкусное, — рассказывает Егор Мартынов.
— Почему побольше бегать?
— Чтобы сахар упал. И покушать что-нибудь сладенькое.
Он живет с диабетом 12 лет. Учится в обычной школе, занимается волейболом. Сейчас в центре реабилитации борется с осложнениями диабета.
Исколотые до гнойных мешков пальцы постепенно уходят в прошлое. Теперь детям доступны либры, которые вживляют под кожу. Они безболезненно передают показания сахара в крови на помпу. Этот маленький прибор сам контролирует уровень глюкозы и подает нужный объем инсулина.
"Раньше каждый день по 4-5 раз нужно колоть живот себе, инсулин себе самой вводить, — говорит Алина Долинская. — Сейчас я с помпой, и она сама мне колет, я ничего не делаю, ничего не меряю, не колю себе пальцы".
В российской детской клинической больнице сейчас проходят испытания нового препарата, который может замедлить развитие сахарного диабета у детей. Полностью вылечить его невозможно. С пяти лет Лера сама подкалывала себе инсулин. И продолжала заниматься танцами. Теперь увлеклась плаванием и боксом.
— То есть, диабет тебе мешает жить или не мешает?
— Уже нет. Год назад, да, мешало очень сильно. Я плакала почти всегда, потому что думала — ну как мне с этим жить, что будет дальше? — рассказывает Валерия Зиновьева. — Ну, потом я привыкла.
До сих пор неизвестно, что запускает агрессию иммунной системы ребенка против детского организма. Ученые полагают, что существует генетическая предрасположенность. Ни одной стране мира пока не удалось остановить эпидемию сахарного диабета.