Третьяковка представляет крупнейшую выставку работ Виктора Попкова
Третьяковская галерея открывает выставку Виктора Попкова – одного из представителей "сурового стиля". От сюжетной ясности к метафоре и условности – такой сложный творческий путь прошел художник за свою недолгую жизнь. Репортаж Юлии Кундрюковой.
В залах Третьяковки на Кадашёвской набережной работы Виктора Попкова развесили на фоне серых и темно-синих стен – всё для того, чтобы подчеркнуть глубину мысли художника. На каждом шагу – философские размышления, поиск стилей, разные техники. И это при том, что с именем Попкова связывают прежде всего "суровый стиль". Первая картина в этом духе – "Строители Братска". На полотне – только рабочие, по лицам которых можно угадать даже характер. Интересно, что после этой картины к "суровому стилю" Попков почти не обращался. Он начал искать новые техники, композицию и смыслы. "Наступает другое время, когда идеалы оттепельного периода начинают постепенно рассыпаться. Ситуация меняется в стране и в мире, и это состояние некоторой фрустрации", – пояснила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Он отправляется на самые крупные стройки страны, пишет полотна пока еще в духе Дейнеки, как на картине "На работу". Но постепенно начинает по-новому смотреть на коллективный труд: видит его в контексте истории человечества. "Понимает, что свою стилистику надо менять, надо находить какой-то новый пластический язык. И от повествовательности своих ранних работ он стремится к созданию символических структур", – рассказала хранитель музейных предметов Третьяковской галереи, куратор выставки Ольга Стекольщикова.
Эта символичность появляется на холсте "Бригада отдыхает": рабочие улеглись по кругу, их изображения напоминают лики с икон, цветовая палитра поддерживает эту параллель. Виктор Попков рефлексирует на тему творчества: кто такой художник и что он делает в этом мире. "Работа окончена" – автопортрет, на котором он в мастерской, изможденный и счастливый. От общественных тем переходит к глубоко личным – исследует мужское и женское, как в работе "Двое". Большой цикл посвящен осмыслению войны и того горя, которое пришлось пережить. А это его личное горе: "Кирпичный завод в Челюскинцах" – тот, на котором работал отец перед уходом на фронт. Он погиб в первые же месяцы войны.
В самое, казалось бы, свободное для искусства время – 90-е годы – была попытка игнорировать творчество Виктора Попкова и его единомышленников – мол, не современно. Но уже тогда Третьяковка была не согласна с таким отношением. И в 2001 году на Крымском Валу открылась его большая персональная выставка. В этой экспозиции работ значительно больше. Большой цикл графики – многое показано впервые, например работы из Кенозерья. Путешествие на Север, где пришло осознание, как мал человек, но как при этом много в нем силы, чтобы преодолевать трудности. И завершают выставку две важнейшие картины, написанные незадолго до трагической гибели. "Хороший человек была бабка Анисья" – это размышления о смерти. И "Осенние дожди", в которой Попков как будто ассоциирует себя с классиком и в итоге оказывается прав.