5 декабря 2024, 08:54 5 декабря 2024, 09:54 5 декабря 2024, 10:54 5 декабря 2024, 11:54 5 декабря 2024, 12:54 5 декабря 2024, 13:54 5 декабря 2024, 14:54 5 декабря 2024, 15:54 5 декабря 2024, 16:54 5 декабря 2024, 17:54 5 декабря 2024, 18:54

Музей Востока показывает китайское искусство второй половине ХХ века

  • Картинка
  • Музей Востока показывает китайское искусство второй половине ХХ века
  • Картинка
    Музей Востока показывает китайское искусство второй половине ХХ века
  • Музей Востока показывает китайское искусство второй половине ХХ века
Всего более 300 экспонатов – и это лишь часть уникальной коллекции искусства Китая.

"Пусть расцветают все цветы". В Музее Востока открылась выставка, которая завершает Первый перекрестный год России и Китая. Около 300 экспонатов из фондов музея относятся ко второй половине ХХ века – эпохе КНР. Алия Шарифуллина продолжит.

Линия и штрихи, пятна и размывка, – "кости" и "мясо" традиционной китайской живописи гохуа, где тушью выводят не просто образы, а многовековую китайскую философию. Например, в жанре "Хуа-няо" – "цветы и птицы" – художники отражали принцип "Великого в Малом", согласно которому все законы мироздания отражаются в любой его частице. Детская тема развивалась в китайском искусстве, как особое направление жанра "живопись людей и предметов". При этом признавалось, что изображение детей является одним из самых сложных видов фигуративной живописи. "Сознание китайских художников – это передача внутренней сути. Это относится к пейзажам, это относится к портретам, это относится к жанру "цветы и птицы". И при создании портрета старались передать какие-то качества, характерные черты человека – внутренние, а не стремились передать внешние, в отличие от тех работ с изображением детей, где больше прослеживается такой европейский реализм", – говорит художница, научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Анна Донченкою.

А это "живопись иглой". Так называли в Китае вышивку шелком по шелку. Для передачи тончайших цветовых переходов и сложных изгибов линий рисунка мастера используют иногда более тысячи челноков. Изготовление одной картины требовало многих месяцев работы. За весь свой век мастер мог создать не больше двух десятков больших произведений. А это уникальное панно, выполненное в особой технике: у него нет изнанки, а изображение одинаковое с обеих сторон. "Каждый цвет ткался отдельным утком. Если посмотреть на просвет, то можно видеть просветы между разными видами, между разными цветами. И поэтому такая техника называется "резаный шов". И такие вещи умеют делать только китайские мастерицы", – объясняет куратор выставки Лидия Шмотикова.

На выставке можно увидеть и станковую "новую гравюру", которая появилась в стране в 1920-30-х годах в русле общего движения за обновление культуры, литературы и искусства и вскоре стала любимым видом агитационного искусства. Это небольшие картинки Гу Юаня из серии "Год сельской жизни" на тему различных занятий крестьян. Гравюры выполнены в виде декоративных композиций в стиле "оконных узоров" – народных вырезок из бумаги, которыми украшали окна в доме. "Эти работы созданы как раз после образования Китайской Народной Республики. И в этот момент в мышлении, в сознании, и в том числе художников, происходит изменение. В соответствии с политической и социальной ситуацией художники. Перед художниками была поставлена задача отображать социалистическую действительность, поэтому появляются сюжеты, которые раньше не встречались на картинах. То есть, например, труд обыкновенных крестьян", – комментирует художница, научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Анна Донченко.

Изделия из керамики, камня, слоновой кости, дерева и лака. Всего более 300 экспонатов – и это лишь часть уникальной коллекции искусства Китая 50-х годов, которая хранится в Государственном музее Востока.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация