Знаменитые "Кресты" выставили на торги
Знаменитые "Кресты" выставили на торги. Начальная стоимость бывшего тюремного комплекса – более миллиарда рублей. Собственнику предстоит не только сохранить исторические здания – выявленные объекты культурного наследия, но и наполнить их новыми смыслами. Репортаж Екатерины Фисенко.
Звон колоколов, да шум дождя. Мокрые деревья и знаменитые стены из красного кирпича тоже словно разбухшие от влаги. Кресты пустуют уже семь лет, постепенно теряя товарный вид. Но именно товаром они стали сегодня. Изолятор выставлен на торги и ищет ответственного инвестора. И место, где души губились, должно стать теперь другим. "Это могут быть гостиница, коворкинги, бизнес-центр и так далее", – сообщил председатель Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК Антон Иванов.
Тут были винные склады, еще во времена Анны Иоановны, в XIX веке появился первый изолятор, позже заключенные сами строили новый – Кресты. Опыт других стран показывал, такое строение для тюрьмы наиболее оптимально. И сегодня, под куполом одного из крестов, очевидно, пространство просматривается идеально, на все четыре стороны. Вот только на сколько оптимальна эта, мягко говоря, своеобразная планировка не для тюрьмы – не ясно. Будущий владелец здания обязан будет провести экспертизу, чтобы выявить и предметы охраны. Будут ли ими, например, решетки на окнах. "Как предложение, решетки со стороны набережной, например, сохранить, а уже во внутренних корпусах – можно обойтись и без них. Но это как вариант, всё будет решаться экспертами", – заявил председатель Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИК Антон Иванов.
Атмосфера невероятно гнетущая. 999 камер. Каждая вмещала в себя сначала одного узника, затем двоих, позже троих, четверых. В 30-е годы прошлого века образцовый изолятор стал худшим примером тюрьмы. Иной раз узника подводили к проему, впихивали и сразу захлопывали дверь, так плотно стояли внутри люди. Импровизированный календарь, дальше на стенах заметки о тюремной жизни. Спустя годы камеры хранят тайны сидельцев, а было их тут немало. Семь квадратов вмещали в себя до 20 заключённых, и спать приходилось посменно.
По подозрению в шпионаже в такой камере сидел Георгий Жжёнов. Ленинскую премию народный артист потратил на обустройство канализации в Крестах, так как помнил, какой смрад стоял в переполненной комнате. Кадры 2003 года. Тут сидели маньяки, убийцы, наркоторговцы, блатные, грабители, воры в законе, но и поэты, депутаты, ученые, генералы. Набоков, Бродский, Троцкий, Луначарский, Маршал Рокоссовский – доска на фасаде. А это уже творчество бывших заключенных. Памятник Ахматовой, который в первоначальном варианте слепили из хлеба. "Реквием", написанный в память о днях, проведенных с сыном в Крестах, сидельцы уважали.
Уже в этом веке появились новые Кресты, под Колпино. Съемочная группа Сергея Мирошниченко застала последние тюремные будни на старом месте. Декабрь 2017-го. Кресты были тяжелым крестом для этих людей. До 17 февраля 2025 года можно будет подать заявку на участие в аукционе, чтобы сделать тут, возможно, что-то менее мрачное. Начальная цена один миллиард 52 миллиона рублей за четыре гектара земли и два четырехэтажных креста. "Период экспозиции специально установлен порядка четырех месяцев, обычно мы на это отводим 4-5 недель. И в данном случае это связано с, безусловно, значимостью объекта для города", – пояснил директор по реализации федерального имущества Дом.рф Николай Сарокваша.
Примеры благоустройства подобных изоляторов в Европе, имеются. Но они значительно меньше. Кресты ведь – самый большой следственный изолятор в России, Европе, а возможно, и в мире. 21 февраля следующего года тюрьма уйдет с молотка. Что появится здесь дальше – пока никто не зарекается.