В Эрмитаже открылась выставка "Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия"
Эрмитаж открыл одну из главных выставок сезона – "Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия". Экспозиция продолжает ряд юбилейных проектов, которыми мировые музеи отмечают 250-летие со дня рождения основоположника немецкого романтизма. Из Петербурга – Алексей Комаров.
В день рождения Эрмитажа Николаевский зал Зимнего дворца окрасился фиолетово-сиреневым. Именно такое загадочное небо, покрытое серебристой дымкой, рисовал на своих картинах Каспар Давид Фридрих – наиболее значимый немецкий художник эпохи романтизма. "Поскольку для романтизма характерно ощущение себя внутри хаоса природного, каких-то надмирных всех вещей, то парадоксальная была идея, чтобы именно правильный стасовский классицизм превратить немножечко в хаос внешнего мира путём сложного достаточно освещения", – объяснил архитектор выставки Максим Атаянц.
Немецкий романтизм был тесно связан с национальным возрождением Германии после наполеоновских войн. Философской основой стали статьи Гёте и Шиллера, которые отвергали классический рационализм. И восхищались свободно чувствующим человеком, не ограниченным догмами. "Бурные гении", как называли молодёжь того времени, искали силы в национальной культуре и природе. "Здесь впервые Каспар Давид Фридрих увидел красоту северного нордического пейзажа. Белого неба, звёзд над морем, восходящей Луны. Он почувствовал это. Он смог передать людям любовь к этому родному пейзажу", – рассказал зав. отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.
В России Фридрих стал известен благодаря Шарлотте Прусской, впоследствии императрицы Александры Фёдоровны. С художником она была знакома лично. Ценила талант и разделяла его взгляды. Русский язык принцессе преподавал Василий Жуковский, страстный поклонник романтизма. Василий Жуковский называл себя отцом немецкого романтизма на Руси. Впервые он увидел картины Фридриха во дворце прусского короля, когда путешествовал с великой княгиней Александрой Фёдоровной. Он так влюбился в полотна за их шиллеровскую мрачность и противопоставление человека природе.
Императорская семья и Жуковский стали главными коллекционерами работ художника в России. В квартире поэта на Миллионной улице находилась постоянная экспозиция живописи Фридриха. Среди посетителей был и Михаил Лермонтов, который потом, написал вот эти две работы. "Он хорошо знал искусство, видел это. И как человек очень тонко художественно чувствующий, в том числе и живопись, он воспринимал многое в искусстве Каспара Давида", – добавил Михаил Дединкин.
Впервые Фридрих и Жуковский познакомились в 1821 году. Через шесть лет, во время второй встречи, художник нарисовал этот пейзаж. На нём поэт и братья Тургеневы одеты в старонемецкие костюмы. В Германии это был признак либерализма. Мастер знал, что его гости поддерживали декабристов. "Родство духовное, какой-то мятежной души, оказалось залогом того, что появилась эта картина. Она была заказана Александром Тургеневым и оказалась в Шепелевском доме в квартире Жуковского. Это был подарок поэту. И это единственная картина из коллекции поэта, которая сохранилась до нашего времени", – отметила научный сотрудник Государственного Эрмитажа Александра Коншакова. Специально для своего друга художник вплёл имя и фамилию поэта в ажурный узор решётки. Перенестись в мир немецкого романтизма можно до середины апреля.