10 декабря 2024, 14:50 10 декабря 2024, 15:50 10 декабря 2024, 16:50 10 декабря 2024, 17:50 10 декабря 2024, 18:50 10 декабря 2024, 19:50 10 декабря 2024, 20:50 10 декабря 2024, 21:50 10 декабря 2024, 22:50 10 декабря 2024, 23:50 11 декабря 2024, 00:50

Названо слово 2024 года

  • Названо слово 2024 года
В Гостином дворе, в пространстве Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№26, объявили Слово 2024 года по версии импринта «Лингва» (входит в структуру АСТ нонфикшн), издательства «Мир и Образование» и филологического проекта «Скворцовские чтения». Рабочая группа проекта озвучила финальный выбор: МИР — слово года, СКУФ — специальная номинация, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — лидер онлайн-голосования ВКонтакте.

Проект «Слово года» объединил лингвистов, культурологов, журналистов, пользователей интернета и даже искусственный интеллект в поисках слова, которое отражает настроения нашего общества и актуальные культурные тенденции.

Поиски Слова 2024 года проходили в несколько этапов:

  • 11 июля: объявление запуска проекта «Слово года»;
  • 4 сентября: Рабочая группа предложила Топ-50 слов;
  • 17 октября: искусственный интеллект сократил список до 10 слов;
  • 17 октября – 17 ноября: онлайн-голосование ВКонтакте;
  • ноябрь – декабрь: заключительное обсуждение Рабочей группы, выбор победителя из Топ-10 и с учетом результатов онлайн-голосования;
  • 7 декабря: церемония объявления Слова года.

Слово «Мир» собрало максимальное количество голосов участников проекта.

Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского театра мюзикла, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству:
«“Мир” — в русском языке это слово используют в двух значениях как минимум — мироздание и отсутствие кровопролития. Оба актуальны, так как судьба мироздания связана с отсутствием глобальной войны».

Василий Подберезняк, директор издательства «Мир и Образование»:
«“Мир” — слово, которое вмещает важные смыслы значений других слов: победа, семья, перемены, любовь. Сегодня это слово года. О нем говорят, его ждут».

Надя Папудогло, издатель медиа об образовании и воспитании детей «Мел»:
«Слово “Мир” максимально частотно и многозначно, описывает самые разные нюансы социального, экономического и политического развития».

СПЕЦИАЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ — «СКУФ»

В спецноминации проекта «Слово года» победило слово «Скуф». Этот термин описывает не только внешние признаки мужчины на пороге среднего возраста — определенный стиль одежды, манеры, уклад жизни, — но и присущие этому возрасту психологические черты, такие как рефлексия, внутренняя усталость или попытки осмыслить достижения. Популярность слова подтверждается его стремительным ростом в поисковых запросах Google и Яндекс в 2024 году, а также массовым употреблением в медиапространстве. Слово прошло путь от сленгового до нарицательного, общеупотребительного понятия.

ЛИДЕР ОНЛАЙН-ГОЛОСОВАНИЯ ВКОНТАКТЕ — «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ»

С 17 октября по 17 ноября 2024 года в сообществе АСТ нонфикшн в социальной сети ВКонтакте проходило онлайн-голосование проекта «Слово года» на основе Топ-10 слов и словосочетаний, отобранных ИИ. В выборе главного слова года приняли участие порядка 2 000 пользователей. В итоге, лидером стало словосочетание «Искусственный интеллект».

Ксения Лапшина, руководитель направления «Русский язык» импринта «Лингва»:
«Словосочетание отражает суть нашего времени, изменения в представлении о границах возможностей человека и искусственного интеллекта. Обсуждение ИИ — одна из центральных тем. Оно охватывает множество аспектов, включая технологии, этику, экономику и культуру, и привлекает внимание людей из самых разных сфер жизни».

Кандидат филологических наук, доцент Института русского языка имени А. С. Пушкина Андрей Щербаков и советник при ректорате, руководитель пресс-службы, старший преподаватель Института русского языка имени А. С. Пушкина Мария Аверина:
«Это словосочетание и соответствующая ему аббревиатура находится в числе самых частотных с 2022 года. Количество упоминаний в СМИ, в национальном корпусе русского языка стабильно высокое. На такое положение слова влияет то, что оно не относится к сфере политики и идеологии. К тому же ИИ отражает научно-технологическое обновление общественной жизни».

МЕТОДОЛОГИЯ

Методология выбора слова года основана на сочетании технологий искусственного интеллекта и авторских методов участников Рабочей группы.

Ресурсы, на основе которых при помощи искусственного интеллекта формировалась база слов за 2024 год:

  • посты в социальных сетях;
  • топ бестселлеров художественной и нон-фикшн литературы;
  • наиболее цитируемые статьи в медиа, веб-материалы;
  • словари: Национальный корпус русского языка, «Грамматический словарь новых слов русского языка» Е. А. Гришиной и О. Н. Ляшевской, «Новый частотный словарь русской лексики» О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова, «Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени» Г. И. Кустовой.

Критерии отбора:

  • актуальность — отражение в слове значимых событий, тенденций культурной и социальной жизни;
  • популярность — широкое использование слова;
  • значение — влияние слова на общество, культуру и русский язык.

Для участия в Рабочей группе проекта были приглашены эксперты в области русского языка, филологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин, представители медиа. Каждый участник представил авторскую методику для выбора слов.

Партнером проекта «Слово года» стал Центр Art & Science Университета ИТМО. Его эксперты с помощью технологий искусственного интеллекта проанализировали отобранные Рабочей группой слова и выделили Топ-10 — финалистов проекта.

Далее состоялось онлайн-голосование в социальной сети ВКонтакте, а затем Рабочая группа в ходе обсуждения определила слово 2024 года.

РАБОЧАЯ ГРУППА ПРОЕКТА «СЛОВО ГОДА — 2024»

  • художественный руководитель Московского театра мюзикла, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой;
  • писатель, публицист, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов;
  • писатель, философ, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор и ведущий телеолимпиады «Умницы и умники» Юрий Вяземский;
  • декан факультета международной журналистики МГИМО МИД России, кандидат социологических наук, автор филологического проекта «Скворцовские чтения» Ярослав Скворцов;
  • директор департамента прикладной литературы издательства АСТ (АСТ нонфикшн) Евгения Ларина;
  • Ксения Лапшина, руководитель направления «Русский язык» импринта «Лингва»;
  • директор издательства «Мир и Образование» Василий Подберезняк;
  • главный редактор издательства «Мир и Образование», ведущий редактор «Большого толково-объяснительного словаря русского языка» Л. И. Скворцова Наталия Валуева;
  • доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Ирина Кукурян;
  • профессор Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, редактор-составитель «Большого толково-объяснительного словаря русского языка» Л. И. Скворцова Наталья Соловьева;
  • заведующая кафедрой русского языка МГИМО МИД России, заместитель главного редактора журнала «Концепт: философия, религия, культура», кандидат педагогических наук Нина Афанасьева;
  • издатель энциклопедии, автор книг о русском языке, телеведущая, лауреат премии Президента РФ в области образования, номинант на премию Российского общества «Знание» Мария Аксенова;
  • кандидат филологических наук, доцент Института русского языка имени А. С. Пушкина Андрей Щербаков;
  • советник при ректорате, руководитель пресс-службы, старший преподаватель Института русского языка имени А. С. Пушкина Мария Аверина;
  • журналист Forbes, литературный критик, старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Наталья Ломыкина;
  • редактор отдела «Медиа и культура» делового издания «Ведомости» Мария Истомина;
  • кандидат филологических наук, корреспондент РБК по теме медиабизнеса и индустрии развлечений Евгения Стогова;
  • ведущий радиостанции «Маяк», программы «Хочу все знать», заслуженный артист России Алексей Веселкин;
  • руководитель направления социальных партнерских программ ВКонтакте Андрей Мурашев;
  • издатель медиа об образовании и воспитании детей «Мел» Надя Папудогло;
  • основатель и арт-директор проекта SlovoDna Кирилл Караваев.

БУДУЩЕЕ ПРОЕКТА

Проект «Слово года», объединивший исследования ученых, экспертов и возможности современных технологий, позволил собрать эксклюзивный материал о состоянии современного русского языка.

Директор АСТ нонфикшн Евгения Ларина: «Проект «Слово года — 2024» завершен, и одним из его итогов стал новый лингвоэнциклопедический словарь за авторством доктора филологических наук Льва Скворцова. Он включает 100 000 слов, в том числе топ-10, отобранный ИИ на основе предложений Рабочей группы. Миссия нашего проекта — популяризация словарей как инструмента сохранения и развития русского языка. Мы твердо убеждены: изучение родного языка — это основа понимания культуры, истории и самих себя. И мы рады, что нашли так много единомышленников. Выражаю признательность всем, кто поддержал проект «Слово года», принял в нем участие и проявил к нему интерес. Уверена, в новом году число партнеров станет еще больше».

ПАРТНЕРЫ

  • Центр Art & Science Университета ИТМО — платформа для развития трансдисциплинарного диалога между художественным и научным сообществами. Одна из первых институций, обратившихся к изучению и развитию научно-технологического искусства в России. Центр совмещает творческие идеи с последними достижениями науки и технологий, создавая новые знания, идеи и практики. В составе — англоязычная магистратура, лаборатория биотехнологических искусств и выставочное пространство.
  • ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России. Среднемесячный охват ВКонтакте составляет 87% российской интернет-аудитории, при этом ежедневно соцсеть посещают 54% пользователей Рунета. Ежедневная аудитория в России составляет 56,8 миллионов человек, месячная – 87,9 миллионов. В среднем ВКонтакте смотрят 13 млрд единиц контента в сутки.

Информационный партнер — радиостанция «Маяк».

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация