250 лет Крестовоздвиженскому храму в Палехе
250 лет назад в Палехе был построен Крестовоздвиженский храм. Чудом не уничтоженный в годы гонений на церковь, сохранивший внутри уникальные фрески – специалисты называют их "последней великой стенописью русской традиции". Для Палеха это не просто памятник архитектуры. Ксения Луженкова продолжит.
Для возведения каменного храма палешане выбрали самый высокий холм, чтобы бирюзовое пятиглавие было видно с каждого двора. Накупольные кресты украсили ладьями – воплотили метафору: Божий храм – корабль Спасения. На западном фасаде – подпись: "Сей храм Воздвижения честного Христа Господня мастером Егором Дубовым" – в благодарность зодчему от потомков. История самобытной палехской росписи начинается с храма Крестовоздвижения. Именно сюда палешане привозили старинные иконы из Вологды, Новгорода и Архангельска. Взамен в храмах Севера они оставляли свои произведения. На древних образцах художники учились.
Палехский стиль угадывается в росписи летнего храма – самой древней части церкви. Купол украсили медальонами. Это библейский рассказ о днях сотворения мира. Под куполом – сюжеты из Апокалипсиса. Так, художники совместили идею начала и конца времен. Старинные палехские фрески вторят предназначению храма Крестовоздвижения. Символ креста зашифрован в каждом сюжете из Нового и Ветхого Заветов. "Исход из Египта – очень любопытный сюжет. Какое движение сделал Моисей, чтобы волны морские расступились? Вертикальное. И когда фараонова колесница пустилась в погоню, горизонтальным движением волны морские он сомкнул. То есть в этом жесте мы опять же считываем прообраз грядущего спасения", – рассказывает научный сотрудник Государственного музея палехского искусства Мария Бокарева.
Церковь двухъярусная. Лестница из тридцати трех ступенек ведет в уникальный четвертый придел в честь Архистратига Михаила. "Поскольку Архистратиг Божий Михаил – предводитель небесного воинства, то, когда там совершается Божественная литургия, то сюжет в том, что как бы на небесах это все происходит. То есть это вот одна из версий", – объясняет настоятель Крестовоздвиженского кафедрального собора в Палехе Николай Костров. В православной иконописи выделился образ, который особенно дорог местным жителям – Боголюбская икона Божьей матери, или Богородица Предстояния. В этом образе она явилась князю Андрею Боголюбскому и возвестила о грядущем расцвете этих земель. "Вот в этом свитке написана молитва, с которой она обращается к своему сыну: "И луч светозарный слава Твоя пусть всегда нисходит на место сие, мною избранное"", – говорит научный сотрудник Государственного музея палехского искусства Мария Бокарева.
Самые ветхие иконы перенесены из храма в музей. В собрании есть даже лики XIV – XVI веков. "Они их поновляли, поэтому здесь вы увидите много икон, которые они, по сути, переписали. Иконы XVII века, но мы их иногда датируем XIX, потому что от прежней росписи там ничего не осталось. Это реставрация местных жителей", – поясняет директор Государственного музея палехского искусства Ольга Колесова. В реставрации нуждаются и настенные фрески. Особенно – роспись в зимнем храме. "Идет отслоение и красочного слоя, поэтому эти вещи, конечно, надо консервировать. Была выдвинута идея о реставрации всего собора, то есть как снаружи – это и колокольня, и штукатурка, внутренняя роспись иконостаса, потому что в иконостасах тоже присутствует жучок", – комментирует депутат Ивановской областной Думы, основатель Палехских мастерских Александр Гусаковский. В храме надеются на скорую реставрацию. Палехские мастера хотят лично принять участие в восстановлении ликов и фресок.