Музей истории российской литературы предлагает изучить "Археологию юмора"
Государственный музей истории российской литературы предлагает изучить "Археологию юмора". Выставка приурочена к двум юбилеям: 130-летию со дня рождения Михаила Зощенко и 90-летию со дня рождения Михаила Жванецкого. Который утверждал, что "чувство юмора – это обостренное чувство парадоксов". Такого материала у обоих авторов было достаточно. Муса Мстоян продолжит.
Портфель Михаила Жванецкого достался ему от отца. На сцену выходил только с ним – практически талисман. Даже поклонники в своих многочисленных письмах к сатирику спрашивали: где купили? Зал слова сценического представляет карикатуры, фотографии, документы. Вот, например, его аттестационное удостоверение. Разовый оклад артиста высшей категории – 13 рублей 50 копеек. На столе личные вещи. Охапка ручек. Покупал их, чтобы "спасти". Писал себе напоминания, а еще составил список любимых блюд. Но, конечно, большая часть чернил уходила на то, что позже разлеталось на цитаты. Пытался создавать большие произведения, но и сцену оставлять не хотел. "Если бы он сидел дома и не выступал, а только писал, как Зощенко, он бы, может, более крупные, больше рассказы писал или до романов бы дошел. А из-за того, что ему нравилось выступать, он все время бился между: хочу быть артистом и хочу быть писателем, хочу писать крупные вещи, но хочу выступать", – говорит вдова писателя Михаила Жванецкого Наталья Жванецкая.
"Хочешь всего и сразу, а получаешь ничего и постепенно", – говорил Жванецкий. Его иронический журнал "Магазин" отмечен премией "Золотой Остап" как лучший в жанре сатиры и юмора. В лучших журналах печатался и Михаил Зощенко. Возникшие в 20-х, они критиковали те формы и явления жизни, которым не место в советском государстве. Одним из таких был "Бегемот". "Там он ведет рубрику от имени некоего лица Гаврилыча, обличающего всевозможные пороки эпохи НЭПа, разных рвачей, людей спившихся, которые саботируют трудовой процесс и никак не хотят вписываться в новую идеологическую эпоху", – рассказывает куратор выставки Тимур Хайрулин.
Здесь, в зале печатного слова, также личные вещи Зощенко: папка для бумаг, чемодан и галстук. Разбор лексики рассказа "Аристократка". Карикатуры, живопись. Печатные издания, сборник рассказов "Лишние люди". Он и сам позже оказался лишним человеком в советской литературе после постановления ЦК ВКП(б) 1946 года. Здесь и письмо Зощенко Сталину, которое он пишет в "надежде облегчить свою боль". "Археология юмора" – так называется выставка о творчестве двух писателей. "Это сатирические авторы. Это авторы, которые не просто вызывают смех, но заставляют у того, кто смеется, задуматься над тем, почему он смеется, почему ему весело, почему вокруг такие люди", – объясняет директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак. Преемственность двух авторов отмечал и писатель Андрей Битов. Возможно, если бы они жили в одно время, мир бы получил яркий творческий тандем.