"Мария": Анджелина Джоли в роли оперной дивы в фильме Пабло Ларраина
Оперная мегазвезда ХХ века Мария Каллас утверждала (нашлась такая запись у нее), что любовь важнее, чем любой артистический триумф. Может быть, в этом состояла трагедия ее жизни: именно любви ей недоставало, взаимной любви, когда в триумфах недостатка не было. По крайней мере, до окончания певческой карьеры. Вот тогда и наступила полная и абсолютная трагедия. Известен еще такой фрагмент ее письма Аристотелю Онассису (у которого она была третьей из четырех, и он ее бросил): "Ты не верил, что я могу умереть от любви. Знай же: я умерла. Мир оглох. Я больше не могу петь. Нет, ты будешь это читать. Я тебя заставлю. Ты повсюду будешь слышать мой пропавший голос". Финал ее жизни чилиец Пабло Ларраин сделал темой своего очередного художественно фильма. У него Мария Каллас – третья из трех. Первой была Жаклин Кеннеди (последняя у Онассиса), второй была принцесса Диана.
Для фильмов-биографий Пабло Ларраин нашел идеальный ход: он всегда рассказывает о последних днях своих героев. Вот и Мария Каллас, оставшаяся одна в осеннем Париже, потерявшая и любовника, и голос, уже готова оставить этот мир. Она живет в своих видениях и галлюцинациях от приема различных препаратов. Излюбленный ход режиссеров: про певицу снимают документальный фильм, в котором она откровенничает с молодым журналистом, имя которого – по чистой случайности – совпадает с названием сильнодействующего снотворного. Мол, это все иллюзия, намекает нам режиссер. Но выглядит портрет легенды скорее нескрываемой фальшью. "Мне приходилось очень серьезно готовиться к этой роли. Пожалуй, это одна из сложнейших в моей карьере. Мы начинали репетиции в студии, а заканчивали уже на сцене Ла Скала. Напряжение колоссальное. Я была просто в ужасе", – призналась актриса Анджелина Джоли.
Анджелина Джоли не имеет ничего общего со своим прототипом. Ни портретного сходства, ни, как обнаруживает камера Эдварда Лахмана, внутреннего. На экране голливудская звезда, изображающая то ли горечь, то ли депрессию на фоне помпезных и по-оперному роскошных декораций. Идеальный рекламный ролик парижского бутика или дорогого парфюма. "Я очень долго готовился к работе над этим фильмом. Мне важна была как внешняя обстановка, так и актриса, которую я выберу на главную роль. Как я понял, что нашел ее? Вы знаете, просматривая кинохронику, я видел, что в Каллас есть некая непостижимая тайна. Именно ее присутствие на экране и помогло мне выбрать Анджелину", – поделился режиссер Пабло Ларраин.
Определенно, не удается Ларраину и работа с музыкой. Фрагменты опер выполняют служебную функцию: ими маркируются флешбэки, подчеркивается нынешнее состояние голоса певицы, далекое от совершенства. То, что для Каллас было всей жизнью, для режиссера всего лишь материал. "Это история о хрупкости. Мы можем бороться за себя, за любовь, за искусство, но внутри мы остаемся очень хрупкими и ранимыми. И очень одинокими", – отметила Анджелина Джоли.
Пабло Ларраин, конечно, мастер едких и язвительных кинобиографий. Но если в истории Аугусто Пиночета он превратил своего героя в вампира, и уже поэтому ленту хотелось посмотреть. В случае с Каллас он легенду оперной сцены сделал голливудской актрисой, весьма благоустроенной и успешной. Как тут не задуматься о том, в чем заключается феномен настоящих звезд, мерцание которых, на рубеже веков заменили вспышки фотокамер репортеров, отрабатывающих гонорар глянцевых журналов.