Детей мигрантов без знания русского языка не допустят к обучению в школах
Тема сложная, но откладывать решение нельзя. Незнание русского языка приводит к невозможности освоить школьную программу и к конфликтам с одноклассниками.
Теперь зачислять детей мигрантов в российские школы будут только после тестирования на знание русского языка. Тех, кто тест не пройдет, до обучения не допустят. Кроме того, в школы не будут принимать детей нелегалов.
В этой школе в Балашихе учатся 900 школьников. 158 из них – дети мигрантов. Здесь учителя давно работают с проблемой адаптации и уже успели разработать соответствующие методики.
Согласно статистике, Балашиха — один из самых популярных у мигрантов подмосковных городков. Это идет еще со времен "Черкизона", закрытого 15 лет назад. Отсюда на главный вещевой рынок России было удобно и дешево добираться.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Виктория Тубошева отмечает, что с проблемой обучения детей, для которых русский язык не является родным, школа столкнулась сразу.
— То есть тесты на знание русского языка нужны?
— Это обязательно, потому что если ребенок не знает язык обучения, то он не понимает программу.
В таком случае учителя убеждают родителей записать детей сначала на подготовительные курсы в этой же школе и только потом записывать в первый класс.
"Научиться читать — это самое главное, что должен сделать ребенок в начальной школе, потому что без знания и умения читать ребенок не будет обучаться никакому предмету", — считает учитель начальной школы высшей категории Татьяна Липовецкая.
Но, формально, родители-мигранты пока имеют право не соглашаться ни на какие подготовительные курсы и требовать, чтобы ребенка, несмотря ни на что, зачислили. С нового учебного года все станет иначе. Обязательное входное тестирование по русскому языку для обучения детей мигрантов станет федеральным законом. Разрабатывать методику тестирования будет Рособрнадзор.
Допуском на тестирование перед школой станет документ, который удостоверяет, что ребенок легально находится в России. Кстати, в отдельных школах его просят предоставить уже сейчас. Есть и еще один фактор.
"Одно дело, если мы говорим о ребенке, который идет в первый класс, а другое, если о ребенке, который идет в восьмой класс. Здесь уже не только языковые барьеры, но и разница в федеральных государственных образовательных стандартах. То, что соответствует требованиям российского стандарта, не всегда преподается в школах за пределами нашей страны", — отмечает директор лицея №369 в Санкт-Петербурге Константин Тхостов.
Следующий вопрос, который ставит перед собой парламент, а что делать с детьми, которые уже зачислены. Ведь проблем много. Это видео, одно из сотен подобных, снято в Петербурге. Мальчик-мигрант бьет своего соученика. Глава Следственного комитета поручил возбудить уголовное дело.
Предотвращать такие ситуации в каждом регионе учатся по-своему. В Красноярске, например, уже семнадцать лет существует Центр дополнительного образования для адаптации детей мигрантов. Принимают учеников со всего города, которые плохо владеют русским, по справке из школы. Учат бесплатно, пять раз в неделю, срок обучения год. Центр возник, когда стало понятно, что учителя в основной школе не могут справиться с такой нагрузкой в учебное время.
"Мы от них не требуем на ЕГЭ 100 баллов. Главное, чтобы эти дети смогли жить в нашем обществе, общаться с русскими людьми и, может быть, даже найти хорошую профессию", — рассказала учитель русского языка в средней школе №16 Маргарита Дынько.
В Обнинске, где, по последним данным, из 120 тысяч жителей почти треть приезжие, многие, даже не зная языка, успели оформить гражданство России. Проблемы интеграции и взаимопонимания стоят остро. Еще не забылась история трехлетней давности, когда в школе №6 мигранты терроризировали учителей и учеников, приходили с ножами. Последней каплей стали домогательства к десятилетней девочке. Главаря школьной банды тогда депортировали со всей семьей, а в местных образовательных учреждениях появились адаптационные программы.
"Система адаптационной школы помогает выявить семьи, которые приехали не за тем, чтобы изучать русский, не за тем, чтобы адаптироваться, не за тем, чтобы интегрироваться в наше общество, и, самое главное, не за тем, чтобы общаться со школой. Мы называем это отрицательным профилем. Такие семьи есть. Их, скажем так, процентов двадцать от общего числа", — прокомментировала директор лицея "Держава" Оксана Копылова.
Особая задача перед всеми педагогами, которые работают с детьми-инофонами, то есть выходцами из чужой культурной и языковой среды, — научить пониманию традиций и пределов допустимого в российском обществе.
"Самая первая эмоция, которую я испытала, когда только начинала работать с этой группой, это растерянность, потому что я совсем не понимала, что я могу в этих обстоятельствах, когда половина детей плохо говорит по-русски, а вторая половина не говорит вообще. Теперь стало понятно, что нужно делать. Стало понятно, как это нужно делать. И, что самое прекрасное, стало понятно, как не нужно делать", — отметила педагог-психолог лицея "Держава" Ирина Белякова.
Важная наука, которую осваивают здесь дети-иностранцы, различать собственные эмоции, а еще понимать, какие эмоции испытывают те, кто их видит.