Картина "Иван Грозный и сын его Иван..." вернулась в экспозицию Третьяковки
Полотно Репина "Иван Грозный и сын его Иван..." вернулось в экспозицию Третьяковской галереи после реставрации. К этому событию подготовлена выставка, посвященная судьбе картины, которая дважды подверглась нападениям вандалов. Репортаж Антона Николаева.
К возвращению картины "Иван Грозный и сын его Иван" репинский зал в Третьяковской галерее перекрасили. Раньше стены были белого цвета. Картину после реставрации поместили в специальную защитную витрину. В 2018 году вандал металлической стойкой ограждения повредил полотно Репина. "Картина восстановлена, устранены те проблемы, которые на протяжении столетия были с ней, такие как отставание красочного слоя и постоянные реставрации, постоянные обсуждения, как с этим быть – это всё решено", – сообщил заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – XX вв. Третьяковской галереи Андрей Голубейко.
Для восстановления полотна реставраторам выделили специальное помещение, выкрашенное в черный цвет, чтобы блики не мешали работе. Было создано оборудование, не имеющее аналогов в России и за рубежом: стол-трансформер и специальное рабочее место для реставратора. Потребовалось пересмотреть и сами подходы к реставрации живописного полотна. "После вандального нападения 25 мая 2018 года, когда Третьяковская галерея получила очень много обращений: уберите картину и никогда ее больше не показывайте, она провоцирует людей на вандальные нападения. Мы принципиально не согласны с такой точкой зрения. Мы сформулировали свою цель: картина должна быть отреставрирована и возвращена в постоянную экспозицию Третьяковской галереи", – рассказала главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.
Это не единственная атака на картину Репина. Первый раз полотно было повреждено в 1913 году. Вот так оно выглядело сразу после нападения. А это инструменты, которыми более 100 лет назад пользовались реставраторы. В работах принимал участие и сам Репин. На выставке представлены и многочисленные отзывы критиков того времени: картину называли безвкусной, отвратительной. Третьякову, купившему полотно, было официально запрещено демонстрировать его на публике. "Обвинения были в одном – в кровавости этого убийства. Для Репина помимо кровавости убийства был очень важен момент осознания смысла преступления. И осознания совершённого. Вот этот бешеный рев отца, который осознает совершённое преступление, но обратного хода нет", – пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
История написания, цензурных запретов и многочисленных реставраций – об этом рассказывает выставка, посвященная этой картине Ильи Репина – одной из самых противоречивых в творчестве художника.