Более полутора сотен предметов старины получили вторую жизнь и возможность быть представленными в музейных экспозициях региона и Вологодской области
Из реставрационной мастерской — прямиком в Гостиные дворы на выставку «Снегурочка. Мечта о Севере», подобно «Коньку-горбунку».
Светлана Синицына: «Горбунок-конек встряхнулся, встал на лапки встрепенулся. Хлопнул гривой, захрапел и стрелою полетел…». «Конек-горбунок» — известная русская сказка в стихах Петра Ершова, написанная в 30-е годы 19-го века, проиллюстрирована на детской мебели того же столетия».
Четыре стула, стол и диванчик — уникальный гарнитур выставляется впервые. Известно, что приобрел мебель Архангельский краеведческий музей в 1936 году за 800 рублей. Для того времени, по словам специалистов, очень дорого, но раритет того стоил: красивый, яркий, вырезан в русском стиле, со сказочной тематикой, расписан масляными красками и с юмором. Считается, что раньше этот комплект принадлежал Тотемской ремесленной школе. Что касается живописи, то по одной версии, автор росписи — художник-передвижник Алексей Афанасьев, по другой — хорошо сделанная копия. Восхитили сотрудников музея детали гарнитура. К примеру, особенности «физиономий», вырезанных на ножках мебели.
Жанна Петриченко, заведующий научно-экспозиционным отделом Архангельского краеведческого музея: «Это ручная работа, поэтому где-то там добавили складочку, где-то морщинку и каждое лицо на каждом стуле, каждой стороне стола, она выдает свою эмоцию».
Мебелью в течение года занимались мастера реставрации деревянной скульптуры Алексей Чекин и Татьяна Турыгина. Предметы демонтировали, очистили, древесину укрепили, восполнили недостающие фрагменты. Затем снова собрали. Также укрепили и красочный слой. Больше всего он пострадал на столешнице: следы от чашек, чернила. Была даже и канцелярская кнопка с клочком бумаги.
Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: «Убрали это все. Потому что это кнопка не старенькая, она современная, и у нее уже коррозия происходит. Дырочка там есть, там не одна кнопка была, поэтому видны следы бытования. Мы это оставляем, особенно на мебели».
Для реставрации подобрали специальный растворитель. С его помощью лаковую пленку на всей росписи не удалили, а сделали тоньше.
Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: «За счет этого проявился рисунок и лаковая пленка стала тоньше и все это заиграло. Стали очень яркими после реставрации».
Еще одну живописную работу также отправят в краеведческий музей Архангельска. Два года скрупулезного труда Татьяны Кратировой ушло на реставрацию картины под названием «Дом, где жил Сталин, находясь в ссылке в Вологде, в 1911 году». Она написана в 30-е годы художником Николаем Ширякиным. Полотно было в аварийном состоянии. Более того, реставратора ждал сюрприз. Особенность картины в том, что ее «две в одной». На лицевой стороне — «Дом Сталина». А на обороте — почти невидимое изображение Пресвятой Богородицы с младенцем.
«Вот младенец, вот нимб у него».
Вероятно, автор использовал для написания брошенный холст и был атеистом. Татьяна работала с обеими картинами. Но экспонироваться будет «Дом Сталина».
Татьяна Кратирова, художник-реставратор масляной живописи Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: «Потому что если, например, ее выставлять как бы с обходом с обеих сторон картины, то Богоматерь получится вниз головой. Это как-то вообще нехорошо».
А это уже «Полярные льды» художника Александра Борисова — первого живописца Арктики. Картина пришла на реставрацию из Красноборского историко-мемориального и художественного музея.
Татьяна Кратирова, художник-реставратор масляной живописи Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: «Она была в очень сильных загрязнениях, с потемневшим загрязненным лаком. Пришлось сильно утоньшать лак, и удалять подлаковые загрязнения. Все было укреплено, подведен грунт везде в места утрат, картина лаком покрыта и выполнены тонировки».
Всего в архангельских реставрационных мастерских Центра Грабаря за этот год более полутора сотен предметов получили «вторую жизнь» и возможность быть представленными в музейных экспозициях Архангельской и Вологодской областей.
Татьяна Турыгина, художник-реставратор деревянной скульптуры Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря:
«Жалко расставаться? — Очень!»
И понять мастеров можно. С одной стороны — жаль расставаться со своим детищем, но с другой — это и радость.
Татьяна Сидорова, художник-реставратор керамики Архангельского филиала ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря: «Потому что когда видишь радость сотрудников музея, посетителей музея, то понимаешь, что трудился не зря. Ну и работаем ради предметов, чтобы они жили долгую жизнь».
Так, благодаря трудолюбию, таланту и профессионализму архангельских реставраторов сохраняется культурное наследие Русского Севера.