В Москве назвали лауреатов премии имени Дзиги Вертова
Российские документалисты подвели итоги года – в Москве назвали лауреатов премии имени Дзиги Вертова. Национальная награда за достижения в области неигрового кино впервые вручается в трех номинациях, теперь получить ее могут и кинокритики. Подробнее о победителях – Мария Трофимова.
Документальный кинематограф переживает не самое лучшее время. И, казалось бы, кризис в этом жанре неизбежен из-за уменьшения государственного финансирования. Но достойные неигровые фильмы продолжают появляться. "Не перевелись ещё авторы, не перевелись люди, которые смотрят на жизнь через призму авторского, собственного, оригинального, непохожего на других взглядом", – говорит президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин.
Другой взгляд, новаторский, был и у режиссёра Давида Кауфмана, известного под псевдонимом Дзига Вертов. В честь него и названа премия. Современник Эйзенштейна. Всю жизнь он посвятил документалистике. Киноаппарат считал магическим "киноглазом", способным увидеть то, чего не замечал человеческий глаз. Вертов предугадал многие вещи. Например, мечтал, чтобы каждый человек на земле имел всегда в руках камеру. "Кино плюс око, киноки – это люди-камеры. И сейчас, когда у каждого в руках мобильные телефон, мы наконец-то приблизились к мечте Вертова", – подчеркивает историк кино Наталья Рябчикова.
Работы, отобранные членами экспертного совета, ранее уже имели публичные показы. В этом году в лонг-листе 17 картин. Тройку номинантов определило Малое жюри. "Мы выбираем фильмы, в которых больше внимания именно художественной выразительности киноязыка. В неигровом кино, где есть следование традициям Вертова или, например, полемика с этими традициями", – рассказывает председатель Малого жюри Григорий Либергал.
Лучшим документальным фильмом стала лента "Против ветра" Татьяны Соболевой. История разворачивается на севере Дагестана, в Ногайской степи, превратившей в пустыню. Гульфира-простая сельская женщина борется с этой экологической катастрофой. "Политические события вмешиваются в ход картины, постепенно борьба за родную землю, как за степь, превращается в борьбу за родную землю, как за отчизну", – поясняет режиссёр Татьяна Соболева.
"Лучшая публикация о неигровом кино" – новая номинация этого года. Победителем в ней стал режиссёр-документалист Наум Аврунин. Книгу "Великолепная семерка. Кинооператоторы Ленинграда", куда вошли очерки и беседы, писал около 40 лет. "Я включил в эту книгу оператора документальных фильмов, который потом стал и режиссёром, который исповедовал поэтический кинематограф Сергей Скворцов", – делится режиссёр-документалист, оператор Наум Аврунин.
Лучшим дебютом стала картина "Сделайте красиво" режиссёра Виталия Афанасьева. В своём фильме он обратился к социальному эксперименту, который проводил в течении года. Изменится ли облик города, если дворников, кровельщиков и других работников ЖЭКа приобщить к искусству, отправить их на ликбез в Русский музей?