23 декабря 2024, 08:54 23 декабря 2024, 09:54 23 декабря 2024, 10:54 23 декабря 2024, 11:54 23 декабря 2024, 12:54 23 декабря 2024, 13:54 23 декабря 2024, 14:54 23 декабря 2024, 15:54 23 декабря 2024, 16:54 23 декабря 2024, 17:54 23 декабря 2024, 18:54

Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Формулу Гжели"

  • Картинка
  • Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Формулу Гжели"
  • Картинка
    Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Формулу гжели"
  • Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Формулу Гжели"
На выставке – более 700 предметов, некоторые из них показывают широкой публике впервые.

Узнать "Формулу Гжели" можно на выставке во Всероссийском музее декоративного искусства. Знаменитая керамика, известная со времен Ивана Калиты, сначала была пятицветной, а привычные нам тона приобрела в XIX веке. Секрет успеха синего на белом узнала Анна Шустер.

Из каких элементов сложена формула популярности "Гжели" как народного промысла? Насколько разной она бывает? И как через "Гжель" находит отражение историческая действительность? В попытке ответить на эти вопросы Всероссийский музей декоративного искусства представил новую выставку. Начинается она с экспонатов, посвященных селу Гжель. Его глинистые почвы были малопригодны для земледелия, эти обстоятельства и определили главное занятие местных жителей. Во второй половине XVIII века Гжель стала крупнейшим гончарным центром России. Со временем полуфаянс уступил место фарфору. Во времена русско-турецких войн из него делали вот такие кружки. А эта скульптура поверженного Наполеона создана в 1820-е годы. "Французский император изображен на стуле в такой задумчивой позе, а его знаменитая треуголка как знак поверженного полководца брошена наземь. Это завод Сипягина, и мы знаем, что сам Сипягин служил и воевал, был генерал-адъютантом в русской армии при войне с Наполеоном", – рассказала куратор выставки Тамара Сахарова.

В соседней витрине посуда из майолики. В таких сосудах подавали дрожжевой квас с конца XVIII века. А этот узкогорлый кувшин называли кумганом. Квасник отличался от кумгана наличием сквозного отверстия, куда закладывали лед для охлаждения напитка. И квасники, и такие кумганы изготавливали на гончарном круге по частям, затем собирали и украшали лепным декором. Сложность изготовления изделий из майолики в том, что расписываются такие предметы по сырой эмали, и для успеха мастер должен очень быстро и точно наносить рисунок. Также сложно работать с фарфором.

Во второй половине XIX века многие гжельские заводы оказались разорены. Частично это было связано с объемом ввозимого из-за границы товара, частично – с модернизацией производства, за которой не всегда успевали мастера ручного труда. С 1920-х годов промысел решили реанимировать. Задачу эту возложили на Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Сегодня сохранять традиции продолжает Объединение "Гжель". "Расписываем по утильной поверхности, то есть это предварительный обжиг, изделие достаточно хрупкое и очень пористое, когда на него наносится кобальт, то он быстро впитывается в поверхность, и его сложно убрать. Художники работают наверняка, чтобы сразу положить тон или цветок, или элемент туда, куда нужно", – поделилась главный художник Объединения "Гжель" Елена Сухорукова.

Разглядывать в таких работах интересно каждую деталь. Всего на выставке представлено более семисот предметов, отдельные экспонаты показывают широкой публике впервые.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация