Как норвежская рыба заплывает в Россию через Белоруссию
Белоруссия стремительно выбивается в лидеры поставок рыбных деликатесов в Россию. Пока наши чиновники изучают схемы альтернативного импорта из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки и призывают отечественных селян использовать выгодный шанс для подъема собственного производства, бизнес времени не теряет и наладил ввоз от соседей. Никаких законов при этом не нарушается. Комментарии экспертов - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Норвежские поставщики рыбы легко обходят эмбарго на экспорт, введенное российским правительством в начале августа, говорит руководитель отраслевого информационного агентства Александр Савельев.
"По нашим данным, уже в сентябре через Белоруссию поставлялось в 5 раз больше рыбы, чем за предыдущие периоды. Норвежская рыба поступает в эту страну, там проходит обработка, рыба получает новый таможенный код и дальше везется к нам. Надо помнить, что там работает крупнейшая компания - Санта Бремор - белорусская компания, которую они в свое время приобрели у "Русского моря".
Ситуация на рыбных прилавках в России действительно изменилась, отмечает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков, но, по его мнению, ведущую роль поставщиков теперь играют наши компании.
"Это - лосось, горбуша, кета, кижуч, нерка, которые в основном шли в копчение или продавались в замороженном виде. Та рыба, которая была в охлажденном виде, на 90% привозилась из Норвегии. Понятно, что возить лосось охлажденный самолетом с Дальнего Востока невыгодно".
Охлажденной рыбы из Норвегии по разным подсчетам ежегодно ввозилось в Россию от 100 до 150 тысяч тонн. Сейчас - если считать в годовом исчислении - 20 тысяч тонн поставят промысловики Фарерских островов, еще столько - компании из Мурманской области. Впрочем, часть из нее уходит на переработку. Потому и охлажденной рыбы стало гораздо меньше - и она дороже. Что касается норвежской - по вылову - рыбе, поступающей из Белоруссии, в этом нет нарушений правил эмбарго, продолжает Сергей Гудков. Официально наши соседи закупают не рыбу, а сырье.
"Соседняя Белоруссия, которая в составе ТС, вправе покупать норвежское сырье. С момента эмбарго оно потеряло в цене 60 рублей. В результате действий Российской Федерации сырье поступает в Белоруссию, из него делают филе, его солят, упаковывают и в таком виде поступает в Россию".
Во многом потому норвежские источники рапортуют об увеличении экспорта своей рыбы, в том числе опосредованно и в Россию - по году на 11% в объеме, говорит Александр Савельев.
"Надо сказать, что многие предприятия чилийской аквакультуры принадлежат норвежцам - та же норвежская рыба с чилийским флагом въезжает в нашу страну. Норвежские источники не говорят, что это в Россию пошло, они просто говорят об увеличении экспорта. Но российский рынок для Норвегии - №1 в мире, и я сомневаюсь, что другие страны могли бы дать такой результат".
Поступающее через Белоруссию малосоленое или копченое филе семги занимает значительную долю в спросе жителей крупных городов на рыбу. В результате, замечает Сергей Гудков, на этот вид товаров удалось сдержать цены.
"И это позволяет сдерживать рост цен на другие виды продукции. Белорусская экономика получила для себя определенную премию - увеличился объем переработки на территории Белоруссии, а норвежская экономика понесла убытки в размере 2 долларов с килограмма на всю индустрию, а это более 1 миллиона тонн в годовом исчислении".
Таким образом, соблюдение баланса на потребительском рынке никак не мешает импортозамещению. Тем более что охлажденный лосось - аналог норвежского - завтра из глубин не вынырнет, резюмирует Сергей Гудков.
"Для того чтобы вырастить товарную партию, за 2,5-3 года до этого нужно завести малька. Если мы сейчас хотим - на фоне эмбарго - нарастить производство лосося в Мурманской области, то от сегодняшних инвестиционных решений результат мы получим через 3 года".
Еще в момент введения эмбарго многие аналитики предрекали, что Белоруссия окажется запасным входом для запрещенной продукции на российский рынок. Но если ситуация с рыбой нареканий у регуляторов не вызывает, то буквально на днях надзорные органы усилили контроль за фруктами и овощами, завозимыми под белорусскими марками. Если в этих грузах будет замечен реэскпорт из стран Евросоюза, то доступ в Россию им будет закрыт.