"Электрические мечты: искусство и технологии до появления Интернета" – выставка в Tate Modern
"Электрические мечты: искусство и технологии до появления Интернета" – выставка в Лондонской галерее Tate Modern представляет произведения 50-х-90-х годов. В них использованы цифровые инструменты, с помощью которых художники предсказывали появление сетевой "глобальной деревни".
Лондонская галерея "Тэйт Модерн" наполнилась цифровыми, кинестетическими и иммерсивными работами. Новая выставка демонстрирует как после Второй мировой войны художники откликнулись на растущее присутствие технологий в нашей жизни. "На этой выставке мы представляем поколение художников, которые творили во второй половине XX века. То есть до появления сети Интернет. Они как бы воображали тот цифровой мир, в котором мы живем сейчас. Но использовали для этого довольно примитивные инструменты", – рассказывает руководитель выставочных проектов галереи Tate Modern Кэтрин Вуд.
Экспозиция объединяет 70 художников из Азии, Европы и Америки. Представлено 150 работ. Используемые технологии очень разнообразны, и по мере продвижения в пространстве выставки, становятся все более продвинутыми. "Эти художники, вместо краски или бронзы, использовали, доступные им технологий, чтобы попытаться изобразить некое утопическое будущее. После Второй мировой войны, потерь и разрушений, они пытались создавать такие работы, которые связывали зрителя с современным миром. Главным для них был вопрос: как мы можем лучше взаимодействовать друг с другом?", – делится Кэтрин Вуд.
Цифры на жидко-кристаллических-дисплеях, светодиодные лампы и проекции сегодня могут не показаться радикальными. Но в то время – это были передовые технологии. Табиш Хан, арт-критик: "Идея в том, что искусство и технологии всегда были взаимосвязаны. По сегодняшним стандартам многие изображения здесь имеют слишком низкое разрешение. Это показывает, что художники всегда экспериментировали с теми технологиями, которые были доступны на тот момент".
В 90-е художница Сюзан Трейстер вдохновлялась 16-битными видеоиграми. Она использовала свой компьютер для создания воображаемых кадров из вымышленных игр. Сюзан Трейстер, художница: "Тогда люди в моей студии боялись за меня. Думали, меня съест машина". А вот теперь художники, использующие искусственный интеллект – это обычное дело. И это только малая часть тех технологий, которые находят своё применение в искусстве".
Художники послевоенного периода стремились сформулировать новые утопические идеи. Прыгающие шары, мерцающий свет отражается от изогнутых и прямых поверхностей. Это произведение открывает доступ к сюрреалистическому и психоделическому опыту. Табиш Хан: "В этой выставке есть ностальгическая ценность. Важно понимать, что любой продукт современного искусства возник не вдруг. И тут можно проследить путь, который прошли идеи, прежде чем стать тем, чем являются сегодня". В мире, где искусственный интеллект стал неотъемлемой составляющей визуального искусства, так важно оглянуться на произведения, которые которые когда-то открыли цифровую эпоху.