Легкие деньги с тяжелыми последствиями. Почему майнинг запретили на 29 южных территориях Прибайкалья?
Так шумят деньги. Задача этого оборудования превращать киловатты в капитал. "Асики" — устройства, добывающие криптовалюту. Для этого им требуется хорошее охлаждение и огромное количество электроэнергии. В Иркутской области и того и другого всегда было более чем достаточно. Регион считается столицей майнинга в России.
"Если максимально упростить смысл и убрать термины, то процесс майнинга можно описать так. Один пользователь отправляет другому некую сумму, к примеру биткоинов. И вот просчитать и подтвердить эту транзакцию могут "асики". Их мощность удаленно предоставляет в аренду владелец — майнер. За это система Биткоин переводит ему определенную сумму в криптовалюте, которую она, то есть система, берет, что называется "из воздуха", — говорит корреспондент Артемий Корябочкин.
И поскольку в мире ежедневно совершаются миллионы таких транзакций майнинговое оборудование очень востребовано. Но есть нюанс. Только один из самых популярных "асиков" Antminer S9 потребляет энергии как 35 постоянно работающих галогенных ламп. А ведь единицей оборудования мало кто ограничивается. Расход электричества начинает резко расти, но на коммерческий тариф при этом переходят очень немногие.
"Сколько у тебя единиц майнингового оборудования? Именно у тебя."
"12 штук."
"У тебя чистый доход это сколько? Мы говорим про рубли в месяц."
"В месяц это 90 тысяч рублей."
"Вот скажи, если бы ты платил по коммерческому тарифу насколько меньше ты бы зарабатывал?"
"Ну, если коммерческий тариф брать он от 5 рублей, ну может иногда бывает 4.20 или 4.30. Получается, что я заработаю почти в два раза меньше. То есть, если чистыми мы получали 90, то так я получал бы 35-40 тысяч", — говорит майнер Алексей.
Раньше таких криптодобытчиков как Алексей называли "серыми", теперь они стали "черными". В Иркутской области с 1 января вводится сезонный запрет майнинга на 29 южных территориях. Согласно постановлению федерального правительства в этот раз ограничение продлится до середины марта. В следующие годы оно будет действовать с 15 ноября по 15 марта. Ведь именно в это время в Прибайкалье из-за отопительных приборов фиксируют пиковое энергопотребление.
"Ну вот на 2024 год максимум потребления мощности в Иркутской области равен цифре в 11 гигаватт. А располагаемая мощность генерирующих источников 13,3 гигаватта. То есть в резерве 2 гигаватта и этот резерв у нас состоит из нескольких составляющих. Там есть составляющие на аварийные ремонты, на плановые ремонты. То есть он уже тоже весь разобран. В принципе балансовая ситуация в Иркутской области уже на пределе", — говорит заведующий лабораторией "Надежность топливо- и энергоснабжения" Института систем энергетики СО РАН Дмитрий Крупенев.
Специалисты неформально делят майнинг на два вида. "Белый", то есть официальный, организован на специальных площадках. К ним подведены электросети промышленного уровня, а за энергию владельцы платят по коммерческому тарифу. И таких компаний в Иркутской области, по разным оценкам, около ста. "Серый" вариант полностью противоположный. Предприимчивые граждане устанавливают оборудование везде, где находят розетки. Так, в 2023 году 13 машинок для добычи биткоинов обнаружили на чердаке Областной психиатрической больницы № 2. Эксперты признают, что доля нагрузки в таких случаях значительно меньше, чем от "белого" майнинга. Проблема в том, что она приходится на бытовые сети.
"Население очень часто задает вопрос. У нас из-за майнинга столько аварий. Почему бы энергетикам просто не усилить сети, не увеличить мощность?"
"Ну, смотрите, усилить можно. Оборудование даже такое выпускается на территории Российской Федерации. Но это оборудование абсолютно другого класса, мощности, надежности и соответственно цены. стоимость трансформаторной подстанции допустим, которая 110 киловольт, это уже близится стоимость к миллиарду", — говорит директор Иркутской энергосбытовой компании Андрей Харитонов.
Всего в Прибайкалье за последние несколько лет выявили более 7,5 тысяч случаев нелегального майнинга. Самое большое скопление в Иркутске — 1568 подтвержденных фактов. И еще пример. Хомутовское муниципальное образование сейчас потребляет энергии, как весь город Ангарск. При том, что населения там почти в 5 раз меньше. В том числе для того, чтобы "погасить свет" "серым" криптодобытчикам правительство России ввело дифтарифы. Действовать они начали с 1 января. На время отопительного периода в Прибайкалье первый и самый дешевый диапазон — до 7020 кВт*ч в месяц, второй — до 10 800 кВт*ч.
"Если брать экономические возможности региона инвестпроекты в разы лучше, качественней, интересней, чем развитие майнинг структуры. При том росте возможностей инвестпроектов со стороны разных коммерческих и иных структур мы приоритет отдадим здесь. Нам это интересней, нам понятней как социально-экономическое развитие региона будет идти с вводом этих объектов", — говорит губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Всего за несколько последних лет Прибайкалье из профицитного превратилось в энергодефицитный регион. Не выдерживают нагрузки распределительные сети, на южных территориях не хватает мощностей для промышленных предприятий, а это означает отсутствие новых рабочих мест и инфраструктурных проектов. С другой стороны тот же "серый" майнинг сейчас для многих людей — необходимый заработок. И властям с энергетиками в ближайшее время предстоит найти баланс. Чтобы легкие деньги не обернулись тяжелыми последствиями для всего региона.