"Жизнь замечательных инженеров" – новая выставка в Музее космонавтики
Собрание Музея космонавтики насчитывает более 100 тысяч экспонатов. И самое интересное лежит в фондах, в том числе документы и личные вещи, которые передают люди, стоявшие у истоков советской космонавтики. На этих предметах построена выставка "Жизнь замечательных инженеров". Репортаж Антона Николаева.
Новая выставка Музея космонавтики знакомит с людьми, чья профессия связана с космосом, конструкторской и инженерной деятельностью. Летчик-космонавт Александр Александров для экспозиции предоставил личные вещи и фотографии. В молодости увлекался авиамоделированием, теннисом, другими видами спорта. Совершил два космических полета в качестве бортинженера. В 87-м году на станцию "Мир". Это ее макет. А за несколько лет до этого, в 83-м, на станцию "Салют", где дважды выходил в открытый космос. "Я специально бросил какой-то маленький предмет типа гайки, и он в солнечном свете кувыркается и сверкает как алмаз. И уходит в никуда. Это говорит о том, что неизвестность бесконечна и вы – мелкая песчинка на этой Земле", – поделился летчик-космонавт СССР Александр Александров.
Это была идея Сергея Королёва, который считал, что после полета инженеры могли бы усовершенствовать космическую технику. Вот этот мостик для работы космонавтов в открытом космосе на модуле станции "Мир" был установлен по предложению Александра Александрова. "Это, кстати, я почерпнул из первого полета на "Салюте-7", когда выходил в открытый космос. И это тоже принесло пользу, потому что на следующие выходы вокруг люка мы обязательно организовывали рабочее место. И это сделано на "Мире", на отсеке, из которого шлюзуются космонавты во время выхода", – рассказал Александр Александров.
Еще один герой выставки – инженер-конструктор Владимир Бугров. Он был кандидатом в космонавты, но к полету его в свое время не пустила медкомиссия. Ведущий конструктор ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран", Владимир Евграфович недавно перешагнул десятый десяток. В молодости чем только не увлекался. Летал и на дельтаплане, крыло которого сшил вот на этой швейной машинке. И подводной охотой увлекался. Ружье спроектировал сам, а изготовили его на одном из предприятий космической отрасли.
С 1961 года Владимир Бугров перешел на работу в ОКБ-1, которым руководил Сергей Павлович Королёв. Это портрет главного конструктора его кисти. Художественное творчество – это еще одно увлечение Владимира Бугрова. А это стенгазета, выпущенная под его руководством сотрудниками конструкторского бюро. "Эта трещина символизирует разделение нашего 9-го отдела, который занимался всей космической тематикой. От него отделилась та часть, которая в дальнейшем должна была заниматься лунной программой. Вот она по левую сторону от этой трещины", – пояснил инженер-конструктор космической техники Владимир Бугров.
Об этой "трещине" в стране не знал никто, кроме узкого круга посвященных. Это стенгазета, выпущенная в канун 1965 года, когда в советской космической отрасли шла борьба между двумя направлениями развития космонавтики: лунной программой и полетами к другим планетам.