"Сотворение мира" Йозефа Гайдна прозвучало в Московской филармонии
"Сотворение мира" Йозефа Гайдна прозвучало на заключительном концерте цикла Московской филармонии "Великие оратории". Австрийского композитора вдохновили сочинения Генделя, которые он
услышал во время поездок в Лондон. Впечатлениями делится Мария Трофимова.
Одно из самых известных своих сочинений "Сотворение мира" Йозеф Гайдн написал после возвращения из Лондона. К тому времени ему 65. Он – автор сотни симфоний, а так же опер, и сонат. Тогда на фестивале памяти Генделя, музыку которого австрийский композитор услышал во всем блеске и торжественности, именно оратория "Мессия", которую пели тысячи исполнители, вдохновила Гайдна вновь обратится к этому жанру спустя 20. Сегодня "Сотворение мира" исполняет не часто. Масштабное произведение, где нет ни одной проходной ноты, требует длительных репетиций – говорит дирижер Филипп Чижевский. "В музыке слышно много разных стилистических отсылок. Генделю в первую очередь: все хоровые фуги генделевские, но оркестрованы очень плотно с тромбонами, с трубами, с волторнами, оркестровка рубежа XVIII-XIX веков, а музыка по своей сути барочная, а арии, речитативы абсолютно классицисткие", – пояснил дирижёр Филипп Чижевский.
Английское либретто, предназначенное когда-то для Генделя, Гайдн получил в Лондоне. В основе текста "Сотворения мира" – книга Бытия, Псалмы и поэма "Потерянный рай" английского писателя Джона Мильтона. На немецкий либретто переложил барон Готфрид ван Свитен. Литератор и меценат. Он оказал Гайдну финансовую поддержку, чтобы тот полностью погрузился в создание произведения.
В основе оратории — библейский сюжет. Первая и вторая части – о создании мира Богом. О ней повествуют архангелы. Третья рассказывает про Адама и Еву до их изгнания из Рая. Произведение композитор сочинил для солистов, хора и оркестра. "Это произведение стало вершиной формирования классического симфонизма, тут есть множество оттенков: речитативные куски, арии, в речитативных фрагментах ты показываешь весь спектр красок, возможность рассказать историю", – рассказывает оперный певец Игорь Подоплелов.
Для бас-баритона Игоря Подоплелова оратория стала музыкальным открытием. Здесь он исполняет партии архангела Рафаила и Адама. Готовясь к выступлению сопрано Елене Гвритишвили много работала с текстом, с немецким произношением. Она также поет две партии – архангела Гавриила и Еву.
"Воплощение идеала женщины для Гайдн: покорная, готовая дарить любовь и принимать любовь своего Адама", – делится оперная певица Елене Гвритишвили. Ораторию "Сотворение мира" называют "живописной книгой в картинках". В котором композитор выразил благодарность Творцу и прославлению жизни.