Аэропорты заставят "повзрослеть" билеты
Конституционный суд проверяет законность обязательных скидок на "детские" авиабилеты. Судьи изучают статьи Воздушного кодекса, по которым пассажир имеет право перевозить с собой детей от 2 до 12 лет по льготному тарифу - с 50-процентной скидкой . Оспорить это положение пытаются три авиакомпании - "Полет", "Сибирь" и "ЮТэйр". Они утверждают, что из-за этого терпят ежегодно многомиллионные убытки. Корреспондент радио "Вести ФМ" Инесса Алексеева разбиралась в вопросе.
Пункт 2 статьи 106 Воздушного кодекса гарантирует авиапассажиру на внутренних линиях право приобретать билет экономкласса на ребенка до 12 лет за половину стоимости. Пассажирам, безусловно, скидка нравится, авиаперевозчикам - нет: возить детей дешево - не выгодно. Они занимают целое место. К тому же, это не добрая воля авиакомпаний, а обязанность, которую на них накладывает распоряжение Министерства транспорта. А в таких случаях расходы перевозчика должно компенсировать государство - так объясняет свою позицию представитель авиакомпании "Полет" Григорий Башкиров.
"Коль законодательством предусмотрен вариант, когда оказанные нами услуги и льготы по ним предоставленные должны быть компенсированы, то хотелось бы, чтобы законодательство страны, в которой мы живем, соблюдалось", - говорит Башкиров.
Авиаперевозчики считают, что государство перекладывает на них свои социальные обязательства. Помогает льготникам за их счет. Адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Максим Столяров считает, что претензии обоснованы.
"Льготный тариф - 50 процентов не они придумали, это не их маркетинговый ход. Они вынуждены были устанавливать такие тарифы, потому что это предусматривает закон. Самим авиакомпаниям это не нужно. Это нужно государству, а тогда оно должно финансировать этот вопрос", - комментирует Столяров.
О взыскании многомиллионных убытков "Полет", "Сибирь" и "ЮТэйр" уже обращались в арбитражные суды. Но компенсации не добились. Ответ был однозначным - право пассажира перевозить детей со скидкой- это не льгота, а платная услуга, которую оказывает перевозчик. Ведь речь не идет об инвалидах или ветеранах. Член комитета Госдумы по конституционному законодательству Михаил Емельянов полагает, что авиакомпании проявляют в этом вопросе социальный эгоизм.
"Наши авиакомпании - далеко не самые бедные и тот убыток, который они несут от льготных перевозок в том числе детей - не самый большой. Я бы на их месте не настаивал жестко на этих компенсациях. Здесь вопрос о социальной ответственности бизнеса, этим иском авиакомпании показали, что они не слишком социально ответственны", - замечает Емельянов.
К слову, на суде представитель "ЮТэйра" сообщил, что при перевозке как он выразился "целого маленького города " - 253 тысяч детей (это за несколько лет) - его авиакомпания потеряла 600 миллионов рублей. Однако, как выяснилось, была и прибыль- 200 миллионов. Адвокат Максим Столяров убежден - авиакомпаниям явно не удается убедить суд, что именно из-за "детских" билетов их бизнес под угрозой.
"Они вправе предъявить расходы, связанные с тем, что они уменьшили тарифы. Расходы именно на перевозку конкретного ребенка сколько у них составили и они должны доказать, что расходы перекрыли те 50 процентов, которые граждане все-таки заплатили за провоз ребенка", - констатирует Столяров.
Авиаперевозчикам еще предстоит подсчитать сколько взрослых людей откажутся от их услуг, если их детям придется лететь по полной цене. Решение по делу Конституционный суд вынесет в течение месяца.