26 марта 2025, 16:02 26 марта 2025, 17:02 26 марта 2025, 18:02 26 марта 2025, 19:02 26 марта 2025, 20:02 26 марта 2025, 21:02 26 марта 2025, 22:02 26 марта 2025, 23:02 27 марта 2025, 00:02 27 марта 2025, 01:02 27 марта 2025, 02:02

"От документа к символу" – выставка в Центре визуальной культуры Béton

  • Картинка
  • "От документа к символу" – выставка в Центре визуальной культуры Béton
  • Картинка
    "От документа к символу" – выставка в Центре визуальной культуры Béton
  • "От документа к символу" – выставка в Центре визуальной культуры Béton
Эти 90 работ демонстрируют эволюцию военного фоторепортажа.

Эволюции военной фотографии посвятили новую выставку в центре визуальной культуры Béton. Экспозиция противопоставляет буквальную "правду" визуальной фиксации и "правду" эмоционального сопереживания. Что важнее в отображении войны? Разбирался Муса Мстоян.

Задокументировать, обличить, создать образ... Задачи у военной фотографии разные. К примеру, их нередко ретушировали – чтобы "подчеркнуть" атмосферу или дополнить кадр. Разными были и технология печати, и композиция снимков – так, фоторепортаж на рубеже XIX–XX века чаще всего состоял из статичных планов, показывал жизнь тыловую. Эту работу неизвестного автора – а таких было много в годы Первой мировой – называют переходной. Солдаты прячутся за кроватью – лежа. Корреспондент – позади, в полный рост, делает снимок.

"С появлением более мобильной аппаратуры, в том числе жилетокарманных фотоаппаратов "Кодак", фотографы получили возможность фиксировать боевые действия напрямую", – рассказал научный сотрудник Центра визуальной культуры Béton Максим Сирин.

Пожалуй, главные герои выставки – советские фотокорреспонденты. Это – "Геббельс" Александра Житомирского. Увидев этот снимок, рейхсминистр пропаганды назвал фотографа "врагом номер три" – после Левитана и Эренбурга. Работы Дмитрия Бальтерманца. В сотню самых значимых снимков за всю историю вошло его "Горе". Долгое время он не хотел выставлять фотографию – впервые мир увидел ее в 60-х годах. Еще более выразительным кадр делает фотомонтаж.

"Ему порекомендовали усилить эмоциональное воздействие на зрителя, усилить драматизм событий, изображенных на фотографии. И что ему предложили сделать: вмонтировать вот это грозовое, драматичное небо", – сообщил куратор выставки, арт-директор Центра визуальной культуры Béton Алексей Логинов.

"Знамя Победы над Рейхстагом" Евгения Халдея. Снимок сделан по заданию фотохроники ТАСС 2 мая 1945-го, когда в Берлине уже завершились бои. Рядом же – "Семейная пара, освобожденная из гетто". Сначала герои снимка, увидев Халдея, испугались – он был одет в черную форму. Но тот сразу успокоил: бояться нечего, я советский офицер.

"Женщина, когда он приблизился, уже поснимал их, бросилась на шею к Халдею, расплакалась, сказала: боже мой, какое счастье, что вы нас освободили, мы благодарны вам! И тогда Халдей стал срывать с них эти желтые звезды", – поделилась дочь Е. Халдея Анна Халдей.

90 работ – это дагеротипы и авторские отпечатки – демонстрируют эволюцию военного фоторепортажа. Вместе с тем авторы выставки ставят перед зрителем вопрос, что в конечном счете имеет значение: документальность или образ? Достоверно запечатленная "правда" или же правда эмоционального сопереживания?

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация