Татьяна Баганова представила в "Новой Опере" свою версию "Кармен"
Театр "Новая Опера" и "Балет Москва" представили танцевальный спектакль "Кармен в моей голове". В нем не звучат знакомые мелодии из оперы Бизе "Кармен". Авторы пытаются преодолеть стереотипы восприятия этой хрестоматийной истории. На премьере была Юлия Кундрюкова.
Чтобы лучше понять смыслы этого спектакля, нужно прочесть новеллу Проспера Мериме, убеждает хореограф-постановщик Татьяна Баганова. В ее постановке главная – вовсе не Кармен.
"Главный герой в нашем спектакле – Хосе, который силой обстоятельств, им выбранных, оказывается в среде Кармен. Абсолютно чуждой ему среде, в которой либо нужно принять эти правила, либо выйти из этой среды", – рассказала хореограф Татьяна Баганова.
В голове Хосе живет множество субличностей коварной красотки. Она – упорная, тоскующая, молящая, яростная, и каждое из этих состояний танцует одна из 12 балерин. Впрочем, исполнителей роли Хосе здесь тоже 12. На сцене то и дело появляются дуэты, каждый из которых как небольшая часть общей картины.
"Наш дуэт с Ульяной происходит в середине спектакля, хотя это сцена с ножом, то есть по сути убийство. Это уже ближе к финалу по произведению. Но в спектакле мы – в середине, то есть это обрывки, миниатюры", – пояснил артист "Балета Москва" Марк Феофилов.
"Это больше как ее предчувствие того, что она будет скоро убита, ее видение того, что с ней это случится. И, с другой стороны, некая ее провокация: будь смелым", – добавила артистка "Балета Москва" Ульяна Булычева.
Музыка написана специально для этой постановки, и композитор Настасья Хрущёва не делает отсылок к опере Жоржа Безе. Говорит, главным эмоциональным мотивом спектакля стало чувство ярости.
"Ярость совершенно необязательно должна быть разрушительной, она совершенно не обязательно должна быть внешней, это может быть внутренняя ярость, это, в конце концов, может быть тихая или нежная ярость. Но в любом случае это организующий принцип. Кармен здесь персонификация этого принципа", – поделилась композитор Настасья Хрущёва.
Сценография продумана Ларисой Ломакиной как способ уйти от горизонтальной плоскости. Вертикаль появляется благодаря лестнице, которая отсылает к невозможным объектам нидерландского художника-графика Маурица Эшера. Хореография это подчеркивает: Хосе бесконечно ищет Кармен, поднимаясь и спускаясь, совершая возвратно-поступательные движения. В финале появляется движущаяся скульптура, усыпанная апельсинами. Этот фрукт – яркий, витальный, – символизирует смелость и свободу, которую с радостью вкушала Кармен и которая стала отравой для Хосе.
"Эта скульптура триумфа любви и смерти, ее вечность. Это вот такая цитрусовая история", – сказала сценограф Лариса Ломакина.
Не справившись со своими чувствами, Хосе в ярости убивает Кармен – таков финал романа. Но на этой сцене всё запутаннее. Решая избавиться от источника проблемы, Хосе не понимает главного: источник – не снаружи, а внутри. Убивая возлюбленную, он сам оказывается в маске смерти. И здесь возникает вопрос, кто из них по-настоящему мертв, а кто остается живым.
