От разрушения к процветанию: 16 апреля исполнится 80 лет принятию генплана возрождения Сталинграда
Важное место в плане строительства уделили бульварам, скверам, паркам по всей территории города, а также его озеленению. При восстановлении Сталинграда особое внимание зодчих руководство страны обращало на единый архитектурный ансамбль, который должен был стать достойным города и его великой роли в истории страны.
Семен Кобелев был среди тех, кто приехал восстанавливать Сталинград. Выпускник Московского Архитектурного Института – его заканчивал в 1946-м. В Великую Отечественную воевал на Кавказе, в Польше, победу встретил в Берлине. Карьере военного предпочел профессию архитектора. Он – один из авторов Волго-Донского канала, по его проектам построены дома на улице Советской.
"Тогда не было ни подъемных кранов, ни тракторов, ни бульдозеров. Все, что есть на фасаде – колонны, пилястры – рисовались в масштабе один к одному. Приносилось сюда, здесь рабочие делали формы, лепили это, потом поднимали наверх", – рассказывает дочь С. Кобелева Ольга Жучкова.
Поднимать из руин город предстояло заново. Решение об этом руководство приняло еще в январе 43-го, когда враг находился "на левом берегу Волги". Тогда, побывав в разрушенном Сталинграде, архитекторы предложили радикально его переделать.
Разработка проектов длилась несколько лет. Авторы пытались нащупать нужный слог и тональность: как должен выглядеть современный советский крупный промышленный центр. Проводились конкурсы, открытые и закрытые, на планировку города в целом и его центра.
"Ключевая мысль, которая закладывалась архитекторами, и она характерна не только для проектов реконструкции Сталинграда, но и многих других городов, разрушенных в годы войны, что центр города мыслился не просто как административный общественный центр, как это было до, но и как мемориальный центр", – объясняет ученый секретарь музея имени А. Щусева Юлия Старостенко.
Одни из самых ранних работ – Алексея Щусева. В музее архитектуры, который носит его имя, сохранились фоторепродукции.
"Он предложил варианты реконструкции центра уже в 1943 году. Мы можем видеть, что для каждого города Щусев пытался найти какой-то свой язык, и Сталинград он решал в такой классицистической манере, с отсылками к архитектуре Большого театра в эпоху классицизма. В отличие от других коллег, он старался максимально в набросках сохранить историческую канву, историческую планировку города", – отмечает ученый секретарь музея имени А. Щусева Юлия Старостенко.
В Cталинград в течение нескольких лет направили около 100 архитекторов и инженеров: опытных и молодых специалистов, командированных и демобилизованных. Никого не пугала бытовая неустроенность. Сначала восстанавливали заводы, здесь же строили жилье, дороги. Главный архитектор Василий Симбирцев решал как первоочередные задачи, так и пытался претворить в жизнь смелые идеи коллег.
"За первую пятилетку более миллиона квадратных метров жилья только восстановлено, но параллельно с этим восстанавливались и строились школы, за пятилетку их построили более 60-ти, возвели более 80-ти детских садов", – говорит заслуженный архитектор России Александр Вязьмин.
Утвержденный генеральный план начала 50-х годов предусматривал "раскрытие" города на Волгу, от которой он был отрезан железнодорожными путями, складами, промышленными предприятиями.
Их задумывали перенести в сторону Городища. Это видно на первом проекте планировки 1944 года, выполненного Академией архитектуры во главе с Каро Алабяном. Его идеи и предложения впоследствии учтут. Здесь не только улицы, проспекты, но и пока еще овраги: Крутой, Долгий. Потом их замоют, применив новую для того времени технологию.
"Особенность этого плана заключается в том, что предполагалось развитие Сталинграда в сторону степи, в сторону Городища. Это тоже аспект, который не был подтвержден", – рассказывает профессор кафедры архитектуры зданий и сооружений Института архитектуры и строительства ВолгГТУ Петр Олейников.
Как все будет в действительности, видно уже на проекте детальной планировки. Здесь разными цветами показано то, что снесут, построят и восстановят. Вот обозначены первые здания на улице Мира.
"На самом деле так оно и произошло. Универмаг остался у нас, вот здесь мы видим рынок центральный, он тоже остался", – объясняет Петр Олейников.
Теперь районы, когда-то автономные, соединялись проспектом Ленина. Его центр был задуман как чередование жилых домов и общественных зданий. Созданные в классическом стиле с элементами дворцовой архитектуры и так называемыми курдонерами, что в переводе с французского означает "почетный двор", они задали тон всей ансамблевой застройке.
Центробанк, Областной суд, Дворец культуры профсоюзов – его на проспекте Ленина построили первым. Авторы Вадим Масляев и Федор Лысов проект согласовывали в столице с классиком советской архитектуры Иваном Жолтовским.
"Он лучше других знал римскую архитектуру. Своеобразный человек, прежде чем посмотреть этот проект, он очень долго сталинградским архитекторам рассказывал о своей жизни, о том, что когда-то приплывал в Царицын на пароходе, а на этом пароходе чай ему подавал молодой Максим Горький. За таким разговором почти вся ночь прошла, и только под утро он соизволил посмотреть, что ж вы там из Сталинграда привезли. Долго смотрел, но в конце одобрил", – рассказывает заслуженный архитектор России Александр Вязьмин.
Жолтовский, как и Алабян, Симбирцев, – один из тех, кто сформировал облик Москвы 30–50-х и многих городов. Для центра Сталинграда предложил свои варианты Дома Советов как для главного здания архитектурного ансамбля. Оно должно было стоять в затрибунной части площади Павших Борцов.
"Они представляли монументальные композиции, как замки средневековые. Он говорил, что это такая стена, крепость, то есть это символ города-крепости, обороняющегося, стоящего под угрозой врага", – говорит ученый секретарь музея имени А. Щусева Юлия Старостенко.
Симбирцев как автор набережной и центра – его окончательного облика – тоже предлагал свое видение Дома Советов. Рисовал на эскизах.
"Он проектировал Дом Советов не на Площади Павших борцов, а над Волгой, где окончание Аллеи Героев, за что он получил серьезную критику от своих коллег московских", – рассказывает профессор кафедры архитектуры зданий и сооружений Института архитектуры и строительства ВолгГТУ Петр Олейников.
Переосмысливая зодчество древнего Египта, Греции, Рима, эпохи Возрождения, сталинградские архитекторы создавали свои произведения – монументальные и торжественные. С помпезно украшенными фасадами, колоннами, с огромными арочными пролетами.
Стиль впоследствии назовут сталинским ампиром. И сегодня эти здания, как архитектурные доминанты, задают тон и характер всему ансамблю. Одно из них – Медицинская академия, тогда – Областная партийная школа.
За этот проект вместе с Василием Симбирцевым Ефим Левитан получил госпермию. Он – автор проектов кинотеатра "Победа", ресторана "Маяк", Главпочтампта, жилых домов на Мира и Аллее Героев. Дань памяти воинам зодчий запечатлел на фасадах – в образах флагов из красного кирпича.
"Красные флаги – символ Аллеи Героев. Сделаны простыми средствами, но достаточно выразительно. Это один из важнейших элементов формирования центра", – отмечает заслуженный архитектор России Александр Вязьмин.
Сталинград должен был стать одним из красивейших городов страны. Для советских архитекторов важно было не просто возродить, а отразить в архитектуре Победу над фашизмом. Этот триумф в камне мы можем видеть и сегодня, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".
