Выставка традиционной живописи индийского штата Бихар открылась в Москве
Выставка традиционной индийской живописи мадхубани открылась в Москве. Это искусство зародилось в одном из районов штата Бихар. Женщины передавали навыки живописи своим дочерям, из поколения в поколение. О том, каким было и каким стало искусство мадхубани, – Муса Мстоян.
Митхильская живопись многие столетия была исключительно монументальной. Росписи украшали внутренние стены жилища. Их писали к свадьбе в покоях новобрачных. В 1934 году в штате Бихар произошло землетрясение. Стены домов выступили наружу, и о живописи узнали во всем мире. В середине ХХ века художники перенесли ее со стен на бумагу. Важная часть таких рисунков – рамка с необычным орнаментом как защита от дурного. Это работа Урмилы Деви "Поклонение змеям". Сюжет посвящен фестивалю для молодых жен, во время которого старшие женщины помогают им обосноваться в новой семье. В гостях здесь одноглазая Джогини. Ее изображали в спальне новобрачных, чтобы уберечь их от сглаза. Рядом – деревенский храм Шивы и его дочерей.
"Бог Шива принимал ванну в озере в местности Мадхубани. Его волосы упали в озеро, проросли лотосами, и эти лотосы обернулись змеями. Они почитались как дочери бога Шивы. Но Шива захотел их увидеть прекрасными девушками, и они вышли из воды как прекрасные девушки", – рассказала куратор выставки, член-корреспондент Российской академии художеств Ксения Сопова.
Живопись мадхубани имеет два стиля написания. Первый – качни. Пространство внутри фигур заполняется штриховкой. Второй – бхарни. Здесь применяется цвет. Бумагу изготавливают вручную, пишут с помощью пальцев, прутьев и кистей. Сюжеты мадхубани посвящены как религиозным темам, так и бытовым. Сантош Кумар Дас в своих работах обращает внимание на исчезновение воды в колодцах. Напоминает о прошлом образе жизни, недавней засухе в штате. Молодые люди часто гуляли у колодца, знакомились, пели песни. На этой картине девушка смотрит в кувшин – и видит свое отражение лишь на дне.
"К сожалению, и технический прогресс, и меняющиеся климатические условия привели к тому, что женщины всё меньше и меньше в деревнях ходят к этим колодцам. Но этот красивый образ – отражение девичьего лица в кувшине с водой – через всю жизнь был пронесен Кумаром Дасом", – добавила Ксения Сопова.
Также эту живопись отличают как антропоморфные черты, так и анималистические. Часто художники изображают, например, рыб – как символ процветания. Особая иконографическая манера – погружение художников в тему познания мира, взаимодействия с божественной энергией и с ближним.
