Работы молодых театральных художников представили в Москве
Работы молодых театральных художников представили в Москве. Проект "Шестнадцатый Клин – "Подснежники" приурочен к 150-летию Союза театральных деятелей. Кураторы сознательно сделали упор на предысторию создания сценографии к спектаклю, чтобы проследить все этапы художественного замысла. Алия Шарифуллина продолжит.
Альтернативная театральная вселенная – так могли бы выглядеть спектакли на ведущих сценах по версии молодых художников. Вот, к примеру, сразу несколько вариантов "Домов с мезонином" по Чехову. Где-то центральным образом стала разбившаяся на кусочки фотопластина, где-то – застреленная птица. А здесь – паруса, то наполняемые ветром, то повисающие складками.
"Я хотела поймать летнее состояние порыва ветра, который наносит идеи, чувства, мысли, а потом вдруг все исчезает, как будто ничего и не было. И вот эту мимолетность и невесомость чувств, которые есть в чеховском рассказе", – поделилась студентка 4 курса Школы-студии МХАТ, куратор выставки Алёна Багринцева.
Здесь интересно рассматривать макеты именно в сравнении – куда приводит воображение, не ограниченное ни жесткой режиссерской волей, ни суровой сметой постановки, ни наработанными годами штампами. "Царь Эдип" Софокла – бунтарь и рокер, пытающийся исправить рок судьбы, или археолог, копающийся в глубокой яме в поисках памяти предков? Ответы ищем в десятках эскизах, скетчах, заметках – во всем, что способствовало раскрытию творческого замысла.
"Обычно, когда мы приходим на выставки молодых художников и просто художников, мы видим уже конечный результат работы: макет, эскизы, то, к чему пришел художник. Но путь, которым мы следуем, бывает еще более интересным", – добавила студентка 4 курса Школы-студии МХАТ, куратор выставки Влада Воротникова.
"Я прошел и получил главное ощущение – для чего, собственно, ты ходишь, потом я буду всматриваться, – что она уже интересна, в ней есть ощущение того, что ребята осознают свою миссию, потому что на них сейчас ляжет ответственность за выживание нашей профессии", – сказал народный художник России Владимир Арефьев.
Выставку кураторы назвали "Подснежники", сравнив процесс работы над проектами с долгой зимой, неизбежно и радостно переходящей в весну – рождение долгожданного и зрелого образа спектакля. Что в итоге появится из-под "талого снега"? Момент непредсказуемый и интригующий. Ключом к сценографическому решению оперы "Риголетто" Джузеппе Верди стала статуя Венеры Милосской, которую Анна Апполонова превратила в кегли для боулинга. Весь этот мир живет по правилам бескомпромиссной жестокой игры, где жизнь человека ничего не значит.
"Можно подхватывать и замечать вещи где угодно. Всё, что относится к твоему спектаклю, может даже быть у тебя дома, буквально на столе, и ты должен уметь это заметить как художник", – считает студентка 4 курса Школы-студии МХАТ, куратор выставки Анна Апполонова.
У проекта "Клин" довольно необычное название, имеющее тайный смысл. Клин – это и острый угол, и символ эксперимента, и напоминание о стае, которая летит за вожаком. На выставках молодых художников каждый экспонат – это результат сотрудничества ученика и учителя. Но, с другой стороны, как известно, клин – это орудие, которым при грамотном использовании, можно расколоть незыблемые, на первый взгляд, монолиты.
