3 мая 2025, 23:05 4 мая 2025, 00:05 4 мая 2025, 01:05 4 мая 2025, 02:05 4 мая 2025, 03:05 4 мая 2025, 04:05 4 мая 2025, 05:05 4 мая 2025, 06:05 4 мая 2025, 07:05 4 мая 2025, 08:05 4 мая 2025, 09:05

5 дней до Победы

  • 5 дней до Победы
Неделя парадов. Как устроен парад Победы

Парад – это всегда красиво: чеканный шаг, отточенные движения, стройные колонны солдат, марширующие мимо трибун… У всех парадов так много общего, и в то же время каждый из них уникален. Но как передать эту неповторимую атмосферу праздника с помощью телекамеры? Как это происходило раньше? Как это происходит сейчас? Как вообще выглядит военный парад глазами оператора? Попробуем разобраться.

Мы уже рассказывали, как проходил самый первый Парад Победы. Но не упомянули, что осталось за кадром, а именно – как снимали тот самый Парад Победы, который прошел 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Как известно, телевидение в стране только начинало делать первые робкие шаги (экспериментальные передачи велись еще в 1930-е годы, но помешала война), поэтому ни о каких трансляциях речи не шло. Снимали документальный фильм, который можно было показывать в кинотеатрах. Он так и назывался – "Парад Победы".

Снимали на трофейную немецкую цветную пленку, но после проявки в некоторых фрагментах был выявлен брак по цвету. Единственным способом сделать брак незаметным был перевод всего материала в черно-белый формат. В итоге было выпущено две версии фильма – короткая цветная, смонтированная из пленки, которая оказалась без брака, и длинная черно-белая.

Кстати, проявлять пленку возили в Берлин. Чтобы ускорить выпуск фильма, монтаж и запись диктора также было решено перенести в Германию. Закадровый текст должен был читать Леонид Хмара – легендарный голос двухсот фронтовых киножурналов Великой Отечественной войны. Он был знаком нашим бойцам ничуть не меньше голоса Юрия Левитана.

Для Хмары это была первая заграничная поездка, и артист решил в тот же вечер отметить событие в берлинском ресторане. Не успел прославленный советский диктор приступить к еде, как тут же прикусил себе язык, причем так сильно, что даже пришлось вызывать скорую. Немецкий врач, осмотрев диктора, посоветовал ему не открывать рот в течение недели. Когда в Москве узнали об этом, то сначала даже решили, что это – специально спланированная диверсия фашистских агентов, ушедших в подполье после падения режима. Но все обошлось: доктор просто оказался хорошим специалистом, переживающим за пациента, и через неделю Леонид Хмара все же озвучил фильм, и тот был отправлен высокому начальству в Москву на утверждение.

Гром грянул, откуда не ждали. После финальных титров Иосиф Сталин повернулся к съемочной группе: "Почему в картине о параде показаны не все командующие фронтами? Куда делись Баграмян и Еременко?" На самом деле все объяснялось просто: двое из десяти командующих фронтами были генералами, тогда как остальные восемь – маршалами. Операторы на параде в первую очередь бросились снимать маршалов, и на генералов попросту не хватило времени. Но как объяснить это Сталину? Оплошность решили исправить с помощью досъемки и монтажа.

Правда, все немного "осложнялось" тем, что командующий 1-м Прибалтийским фронтом генерал армии Иван Баграмян находился в этот момент в Риге, а командующий 4-м Украинским фронтом генерал Андрей Еременко – в Кракове. То есть одному оператору нужно было срочно вылететь в Ригу, другому – в Краков, чтобы снять прославленных генералов для двух вариантов фильма, черно-белого и цветного. Бросили жребий, кому из операторов к какому генералу ехать.

Вот как впоследствии вспоминал об этом фронтовой оператор Михаил Посельский:

"Жребий снимать Еременко в Кракове выпал мне. В дирекции студии меня попросили объяснить генералу, что его съемка на параде забракована из-за капель дождя, попавших в объектив. На следующий день я вошел в кабинет Еременко. За письменным столом сидел уставший грузный человек. Я доложил о цели приезда и сказал о каплях дождя... Генерал стукнул кулаком по своему столу и грозно произнес: "Кто научил вас врать генералу, капитан! Мимо меня пробегали ваши операторы, и ни один не удосужился остановиться и снять меня на параде". Я попытался как-то объяснить ситуацию, но Еременко поднялся из-за стола и зычным голосом дал команду: "Кругом, марш отсюда!" Я пулей вылетел из кабинета весь красный от стыда. И зачем я врал? Надо было честно сказать: "Не сняли, не успели, виноваты".

Убедить Еременко в необходимости съемки помог генерал Шатилов – начальник военной миссии в Польше. Посельский честно рассказал ему о случившемся и попросил помощи. Шатилов обещал посодействовать. Через некоторое время Еременко вызвал оператора в штаб.

Для съемки нужно было, чтобы генерал в парадном мундире просто постоял на фоне красных знамен, – это был оптимальный фон, чтобы не выстраивать за спиной Еременко декорации ГУМа. Снимать решили в пригороде, подальше от посторонних глаз.

Ровно в 12:00 Еременко в парадном мундире, увешанном боевыми наградами, сел в автомобиль и в сопровождении двух бронетранспортеров с солдатами и знаменами отправился к месту съемки… Конечно же, в этот день в Кракове пошел дождь и съемка оказалась под угрозой!

Вот как описывал сложившуюся ситуацию Посельский:

"Что будем делать?" – спросил у меня командующий фронтом. – "Вы помните, товарищ генерал, во время парада в Москве тоже был дождь, и наша съемка хорошо совпадает с погодой, что была тогда". Прикрывая рукой камеру, чтобы в объектив не попала вода, я приготовился снимать. Несколько секунд Еременко постоял на фоне знамен и быстро укрылся от дождя под крышей автомобиля. Теперь мне предстояло перезарядить в аппарате черно-белую пленку и все повторить сначала. Пока я перезаряжал камеру, пошел проливной дождь. Я посмотрел на мокрый мундир генерала и с мольбой в голосе произнес: "Нужно постоять еще несколько секунд, и все закончим". Еременко быстро выскочил из машины и на мгновение встал под знамена".

Когда съемка была закончена и кортеж тронулся обратно в город, Посельский с ужасом обнаружил, что на обеих кассетах отснято всего по три метра пленки. Это было катастрофически мало: если бы на пленке обнаружился брак, то на еще один дубль строгий генерал точно бы не согласился…

Слава богу, все обошлось: пленку успешно проявили и ее хватило для того, чтобы добавить в фильм недостающий эпизод. Впрочем, как выяснилось позже, оператор Зиновий Фельдман привез из Риги ненамного больше материала. Вероятно, Баграмяну тоже хватало забот и без всяких съемок.

Вскоре на экраны вышла черно-белая версия фильма "Парад Победы", а через месяц появился и цветной вариант. Так генералы Еременко и Баграмян дважды поучаствовали в Параде Победы, причем второй раз оба находились вдали от Москвы. Такое бывает, наверное, только в кино.

Как же снимают парады Победы теперь?

Конечно, главное – это передать эмоции. Для этого организаторы съемок стараются использовать неожиданные ракурсы, эффектные пролеты, новейшие монтажные приемы – и за всем этим стоит огромная команда. Кроме того, все это происходит в прямом эфире, а прямая трансляция – это один из самых сложных телевизионных форматов: режиссерам и операторам необходимо держать в голове все возможные варианты развития событий и все равно быть готовыми к импровизации.

Во время парада на Красной площади с экранов можно разглядеть буквально каждую деталь. Пожалуй, кроме одной – "телевизионного городка" – места, откуда каналы ведут прямую трансляцию. Как правило, фургоны с приемным и передающим оборудованием находятся в незаметных местах, например под Спасской башней, или где-то поблизости. В любом случае вся специализированная техника расположена так, чтобы не отвлекать зрителя от главного события – парада.

По всей Красной площади расставлено не менее шестидесяти камер: сверху, снизу, сбоку, на крышах, стенах, автомобилях; несколько камер даже вмонтировано в брусчатку. Работая в прямом эфире, режиссеры выводят на главный экран картинку с одной из множества камер – это то, что увидит зритель, наблюдающий за трансляцией. В таких ситуациях выбор приходится делать буквально каждую секунду: как никого не утомить однообразным ракурсом и в то же время не "пестрить", чтобы у зрителя не закружилась голова.

Гости на трибуне, лица курсантов – для крупных планов на параде присутствуют и живые операторы. Какой бы надежной ни была техника, ей далеко не всегда под силу так "попасть в настроение", как это может сделать живой человек с камерой.

Зато в вопросах "пролетов" и панорамных съемок техника в буквальном смысле слова оказывается на высоте: над площадью протянуты тросы, длиной в несколько сотен метров, по которым носятся камеры, снимая самые захватывающие ракурсы – парад с высоты птичьего полета. Впрочем, даже в этом случае люди готовы "подстраховать" роботов – для этого на специальных кранах дежурят несколько операторов со специальной альпинистской подготовкой.

Это только небольшая часть всей кухни, связанной с современной съемкой военного парада. Но в любом случае за каждым кадром, за каждым крупным и общим планом стоит труд нескольких сотен людей. И мы верим, что все это – не зря.

До юбилейного парада, посвященного 80-летию Великой Победы, осталось совсем немного. Мы уверены, что во время трансляции будет много интересных операторских и режиссерских находок, которые сделают парад незабываемым. Пусть в этом году он доставит зрителям чувство искренней радости и ощущение причастности к чему-то великому.

А пока – смотрим военный парад 9 мая 2024 года, посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

4 мая 1945 года

Продвижение Красной Армии

Войска 2‑го Белорусского фронта, форсировав пролив Дивенов, овладели городом Воллин и заняли восемь населенных пунктов. Севернее города Виттенберге войска фронта, продолжая наступление, заняли города Штернберг, Любц, Пархим, Грабов и восемь крупных населенных пунктов. Войска 1‑го Белорусского фронта, наступая южнее города Бранденбурга, с боями заняли города Бельциг, Визенбург, Нимегк, Косвиг и крупные населенные пункты Геттин, Кране, Гольцов, Гребен, Герцке, Реетц. Войска 4‑го Украинского фронта, продолжая наступление в полосе Западных Карпат, с боями заняли город Вигштадтль (Витков) и восемь крупных населенных пунктов. Войсками 2‑го Украинского фронта восточнее города Брно с боями заняты 11 крупных населенных пунктов.

<< НАЗАД К КАЛЕНДАРЮ

Читайте также

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация