"Босоногую диву" можно сравнить лишь с Окуджавой
Знаменитая певица из Кабо-Верде Сезария Эвора скончалась в возрасте 70 лет. Эвора пела на кабовердийском креольском - диалекте португальского языка. Акустическое обрамление голосу составляли рояль, гавайская гитара, аккордеон, скрипка и кларнет. Подробнее о знаменитой певице - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Её карьера в последние годы может быть названа совершенно головокружительной, хотя началась она чуть больше десяти лет тому назад, после шестидесяти. Говорят, что молодость её была не такой уж лёгкой, не такой уж простой. И можно, наверное, её сравнить разве что с юностью и молодыми годами литературного героя Сонечки Мармеладовой из известного романа Достоевского "Преступление и наказание".
Потом она начала выступать в барах у себя, на островах Зелёного Мыса. И она из этих самых баров, замеченная одним из продюсеров, была вытащена в Европу. И после этого начались её выступления в Париже. А после этого - головокружительная всемирная карьера.
Она приезжала в Россию, по-моему, первый раз, когда ей было шестьдесят три года. И запомнится она всем не только тем, что выходила на сцену босоногой по той самой традиции, которая естественно смотрелась у себя в барах, на островах Зелёного Мыса. Но когда она вернулась первый раз в Москву, и я тогда встречался с ней, брал интервью и спрашивал, неужели она так же выйдет и в Москве на сцену, она сказала: "да, потому что я так везде выхожу на сцену".
Впрочем, и интервью её тоже были везде одинаковыми, как одинаковым был её репертуар. И, по-моему, через год или два после того, как начали выходить её диски, по всему миру невозможно было не узнать её голос, заходя в бар или ресторан. В любом городе мира, Европы, Америки, Африки - везде исполняли эти "заплачки" Сезарии Эворы.
Если сравнивать и если буквально переводить тот жанр, в котором она пела, то, по-моему, это правильнее всего и адекватнее всего сравнивать с нашим Булатом Окуджавой. Это было точно так же печально, лирично, трогательно и обращаясь к каждому отдельному зрителю. Она часто выступала на площадках в несколько тысяч человек. Хотя, конечно, уместнее всего и, наверное, естественнее всего она себя чувствовала в тех самых барах. Хотя, вероятно, карьера была ей тоже приятно, это признание и узнавание по всему миру вряд ли должно было её печалить.