Дело всей жизни: о династиях семей тружеников, кто своими руками ковал и продолжает создавать промышленную мощь страны
Сегодня в России отмечают День Весны и Труда. Первомай — это праздник всех тех, кто своими руками ковал и продолжает создавать промышленную мощь страны, и передает любовь к делу из поколения в поколение. Это не просто рабочие династии — это истории о преданности, чести и памяти. Наш следующий материал о двух семьях, для которых работа была не просто обязанностью, а делом всей жизни. О настоящих тружениках, которые десятилетиями остаются верны своему делу.
Историю своей семьи они бережно хранят в фотоснимках. Кажется, весь дом — ларец с воспоминаниями о поколении старших, что зарождали трудовую заводскую династию. У ее истоков стоял Александр Нагорный, потомственный казак, который в 30-е годы переехал с женой во Владикавказ и устроился на завод "Электроцинк" в свинцовый цех. А когда пришла война, ушёл на фронт. Прикрываться бронью Александр Петрович не стал.
Алексей Швыдко, внук А. Нагорного, производственный мастер завода "Победит": ""Электроцинк" — это оборонное предприятие, сами понимаете, цинк — это латунь, это снаряды на патроны, на гильзы, свинец — это пули. Никель, кобальт, который получали из концентратов — это танковая броня. На заводе лишних людей не было, там почти у всех была бронь. Дед пошел воевать осознанно, когда понял, что 18-летние мальчишки не одолевают немца".
Он защищал родину под командованием генерала армии Иссы Плиева. Прошел воинский путь самыми сложными дорогами в составе 4-го гвардейского кавалерийского корпуса. Сражался за Брест и Одессу, освобождал Европу. Но об этом Александр Нагорный рассказывать внукам не любил, чаще вспоминал легендарного военачальника.
Алексей Швыдко, внук А. Нагорного, производственный мастер завода "Победит": "Подошли к Раздельной, ночь, метет снег, ни техника, ни кони — ничего не идет. Подлетает Плиев и шашкой колотит по танку. Вылезает танкист. "Почему не стреляем?" — "Снарядов нет". — "Почему вперед не идем?" — "Соляры нет". Плиев, говорит, бурку с себя рванул и приказал всем передать: все, кто может подняться, все за мной, командующий ведет в атаку. И повел, говорит, нас на Раздельное, и мы в ночь выбили немцев оттуда, а если бы он нас не поднял, порезали бы нас немцы. Спас нас тогда Плиев".
Время, когда отец воевал на полях Великой Отечественной, хорошо помнит его дочь, Валентина Швыдко. Их семья тогда жила на территории "Электроцинка", на заводе работала мама.
Валентина Швыдко, дочь А. Нагорного: "Я ждала отца все время, мы жили прямо у железной дороги. Как только шли солдатские вагоны, они тогда медленно ходили, солдаты, ребята, сразу начинали спрыгивать. Мы каждый день выходили, встречали: едет наш папа или не едет. Вот так приехал отец и пошел на "Электроцинк" работать".
После войны на смену воинским подвигам пришли трудовые. Александр Нагорный проработал на "Электроцинке" до самой пенсии. А затем эстафету приняла его дочь, Валентина, устроившись на "Победит". Хотя на завод она пришла не сразу. Была на целине, поступила в училище механизации сельского хозяйства, после работала в колхозе станицы Змейской. Но, видимо, судьбой ей было предначертано пойти по стопам отца. Окончив СКГМИ, она 43 года посвятила родному заводу.
Заводская проходная стала для их семьи судьбоносным местом, словно магнитом притягивая одно поколение за другим. Пришла работать на "Победит" и сестра Валентины, Татьяна. Ей достался один из самых сложных участков — на укладке твердосплавной продукции. Этой работе она посвятила почти два десятка лет. Сегодня на заводе трудится уже внук Александра Нагорного, Алексей Швыдко. Профессия инженера ему досталась в наследство, которое он пополняет уже своими заслугами. Общий трудовой стаж этой семьи — около 140 лет, а если учитывать двоюродных и троюродных родственников, которые тоже работали на заводе, то он уже перевалил за две сотни. Они умеют и знают, как чтить память своих предков. Старшие — пример для тех, кто идет следом. Это и большая ответственность, и особая гордость за тех, на кого равняешься.
Своей трудовой династией гордится семья Кадзаевых-Басиевых. В их общей копилке стажа уже около 130 лет, и все они прошли в заводских цехах. "Электроцинк", а затем и "Победит" объединили их общим делом – служить стране. Устраиваясь в 38-м году тогда еще на завод "Кавцинк", Георгий Кадзаев не предполагал, что по его стопам пойдет не одно поколение родных.
Римма Басиева, дочь Г. Кадзаева: "Династия у нас началась с моего папы. Папа, Кадзаев Георгий Иосифович, работал на заводе "Электроцинк", тогда еще "Кавцинк". От него и пошло. Братья работали старшие, потом, значит, я, а за мной уже дочка и внучка. Таким образом и получилась династия".
Не смог остаться в стороне Георгий Иосифович и когда к его родной земле прорывался враг. В 42-м году завод эвакуировали, чтобы продолжить необходимое для армии производство, а Кадзаев выбрал другой путь – пойти в танковый десант. На тот момент его старшая дочь Мария уже была на фронте.
Римма Басиева, дочь Г. Кадзаева: "С ним, естественно, провели беседу. Директор завода Василий Иванович Иванов тогда был. Ему сказали: "Кадзаев, ты понимаешь, что страна нуждается в металле, война". Он сказал, что "место меня может работать любой, а я должен идти на войну". Его спросили: "Почему?". У нас старшая сестра почти год уже была на войне. И он объяснил, что как это так, что мой старший ребенок, девочка, защищает землю нашу, а я должен свою голову прятать?".
Римма Басиева пришла на завод "Победит", когда ее отец еще там работал. Правда, устраиваться на работу дочери он помогать не стал. Сказал: "Сама!". Это она успешно сделала. И хотя готовилась стать юристом, сердце подсказало, что выбирать нужно иной профессиональный путь.
Римма Басиева, дочь Г. Кадзаева: "А куда еще? Папа же металлург. Мы обычно смотрим вокруг себя. Тогда я на завод так попала, это было в 60-м году прошлого века. И проработала я 56 лет. Три-четыре года, как я не работаю".
Уже почти 40 лет на заводе работает и внучка Георгия Кадзаева, Залина Басиева. По образованию она дошкольный работник. После учебы даже успела поработать с детьми, но вынуждена была сменить специальность, о чем сегодня не жалеет. Она три десятка лет проработала в отделе технического контроля, сейчас – сотрудник бюро пропусков. Хотя в целом "Победит" стал профессиональным поприщем для восьми представителей их семьи.
Залина Басиева, внучка Г. Кадзаева, сотрудник бюро пропусков завода "Победит": "С одной стороны, работать было легко, потому что знали нашу семью, а с другой стороны – было сложно, потому что те, кто до меня работал – дедушка, дядя, мама, брат – оставили о себе хорошее впечатление. Мне уже было боязно подвести, чтобы не сказали, что вот они такие хорошие, все правильно делают, работают хорошо, а вот она не справилась. Как-то все время с какой-то оглядкой на них".
Соответствовать тому, кто был первым, – непреложный закон в трудовых династиях. Семья Кадзаевых-Басиевых его ни разу не нарушила. Однажды выбрав завод "Электроцинк", Георгий Иосифович зародил профессиональную традицию, которую продолжают уже его правнуки. Быть "заводскими" – это особая каста людей, которые десятки лет верны трудовому долгу.
Надежда Калагова