Роль московского метрополитена в годы Великой Отечественной войны
Метро всегда было предметом гордости москвичей – за скорость, чистоту, красоту интерьеров. В годы войны подземка – помимо транспортных – стала выполнять другие, несвойственные ей функции. Как метро обеспечивало безопасность жителей – расскажет Муса Мстоян.
К лету 1941 в Москве было построено 3 ветки метро – это 21 станция. Начало войны внесло коррективы в работу подземки – днём оно продолжало перевозить пассажиров, а ночью становилось бомбоубежищем. Специально для отработки действий с сотрудниками метро проводили учения – в первый раз удалось разместить на станциях 200 тысяч человек, во второй – уже 400.
"Вообще, идея метро как бомбоубежища, она, можно сказать, задумывалась изначально. Поэтому в случае чего метро действительно может принять людей во время авиаударов и авианалётов. В основном, конечно, как бомбоубежища, работали станции глубокого заложения", – говорит экскурсовод Музея Транспорта Москвы Ирина Чижевская.
Исполком Моссовета в сентябре 1941 издаёт правила использования метро как бомбоубежища. После объявления воздушной тревоги на станции пропускали в первую очередь детей, затем взрослых. Запрещали вход пьяным, инфекционным больным, лицам "в неопрятном состоянии". Взять с собой разрешали лишь постельные принадлежности. Многие из сцен того времени затем реконструировали для фотографов. Одни из самых известных снимков сделаны на Маяковской. Тут детям раздавали молоко, а во время авианалётов станция принимала до 1000 жителей. Здесь перед Моссоветом выступал Сталин, тогда он произнёс слова: "Победа будет за нами!". Перед 24 годовщиной революции 5 ноября 1941 станцию закрыли. Поезда проезжали её без остановки. В тот день платформу готовили к выступлению Сталина, правда, заранее об этом никто не знал. Установили трибуну, которую привезли из Большого театра, стол президиума и кресла. Речь транслировали по радио на всю страну, и слова вождя сильно повлияли на моральный дух армии. Под нужды командования была отведена станция Кировская – сегодня Чистые пруды. Там расположился генштаб и командный пункт ПВО. А неподалеку на поверхности в усадьбе Докучаева-Солдатёнкова организовали ставку верховного главнокомандующего.
"Между станцией метро Кировская и усадьбой на Мясницкой улице был создан специальный подземный ход, чтобы связать ставку ПВО и ставку верховного главнокомандования. Поговаривали даже, что сам вождь Иосиф Сталин неоднократно пользовался этим ходом", – рассказывает историк, москвовед Никита Брусиловский.
Жители столицы, спускаясь в подземку, нередко заезжали на станцию Курская. Там работал филиал Исторической библиотеки. По пути с работы или же просто чтобы отвлечься от происходящего. Там всегда можно было прочесть свежую "Правду" или "Известия", и, конечно же, взять книги.
"Особым спросом пользовалась литература о войне, в частности, роман Льва Толстого "Война и мир". Вот именно эту книгу чаще всего заказывали здесь, в библиотеке на Курской. "Севастопольские рассказы", стихотворение Лермонтова "Бородино" – всё, что имело великий смысл Победы над врагом, это было очень востребовано", – делится историк, москвовед Александр Васькин.
В годы войны построили такие станции, как "Площадь Свердлова", "Измайловский парк", "Завод имени Сталина" – теперь Автозаводская. Сегодня потолки на Новокузнецкой украшают эти мозаики, которые изначально должны были быть установлены на Павелецкой. Но проект соседней станции вскоре пришлось упростить, и от панно отказались.
"Станцию метро Новокузнецкая проектировал Таранов со своей супругой архитектором Быковой. Быкова вспоминала, что Таранов нашёл эти мозаики и решил установить их на строящейся Новокузнецкой, потому что хранились они за ненадобностью на заводе", – отмечает главный специалист Центра профессионального развития молодежи Корпоративного университета Транспортного комплекса Анастасия Шаронова.
После войны сеть метро продолжила активно расширяться. С каждым годом стали применять более совершенные технологии в строительстве и в интерьерах станций. И подземка до сих пор остается гордостью москвичей.