В Омском музее имени Врубеля представили экспозицию "Была эвакуация..."
Как в годы Великой Отечественной войны в Омске спасали коллекцию Воронежского музея изобразительных искусств – об этом рассказывает выставка "Была эвакуация..." в омском музее имени Врубеля. Произведения искусства с 1942 по 1945 год хранились в стенах бывшего генерал-губернаторского дворца. Репортаж Динары Шамец.
"Красавица Маруся". У этого портрета кисти Елены Киселёвой – любимой ученицы Ильи Репина – есть ещё одно неофициальное название – "Воронежская Джоконда". Эта работа художницы Серебряного века спустя 80 лет снова оказалась в Омске. Здесь в эвакуации, картина благополучно пережила годы Великой Отечественной войны. Репин не раз отмечал "мужской рисунок" своей ученицы. Елену Киселёву, выпускницу Императорской академии художеств, сразу заметили, без её работ не обходилась ни одна крупная выставка в России и за рубежом. Но, после смерти сына, замученного в фашистском лагере, художница больше никогда не взяла в руки кисть.
"Выставка воронежской художницы Елены Киселёвой – имя её не так широко известно, это действительно для нас такие слова благодарности за то, что 80 лет назад Омск приютил нашу коллекцию", – рассказывает директор Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского Юлия Зайченко.
Витрины-ящики – символ музейной коллекции в эвакуации. Это путевой лист. Здесь разрешение на вывоз раритетов Воронежского музея в Омск. Из 16 тысяч предметов, хранившихся в фондах, упаковать и отправить в Сибирь удалось лишь 14 тысяч. Столько смогли уместить в выделенных железнодорожных вагонах.
"Дорога была очень сложная. Более 80 дней добирались до города. Причём было два вагона и теплушка. Приходилось всё время поддерживать огонь", – продолжает директор Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского Юлия Зайченко.
Своих коллег, чудом вывезших раритеты из-под фашистских бомбёжек, омские музейщики встретили с сибирским гостеприимством.
"Великий подвиг совершался на фронте. Но подвиг совершался и в тылу. Музейщики тыла, они принимали эвакуированные коллекции музеев из той территории нашей страны, которая оказалась в зоне боевых действий. И нужно было сохранить эти коллекции, нужно было сохранить коллекции не только эвакуированных музеев, нужно было сохранить коллекции собственные. Если мы вспомним историю нашего музея, то экспозиции были свёрнуты, всё было перемещено во флигели, неотапливаемые флигели на территории генерал-губернаторской усадьбы", – делится директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Фарида Буреева.
Во время войны жизнь продолжалась. Открывались выставки, для раненых бойцов, в омских больницах организовывали передвижные экспозиции. Один такой госпиталь – № 1496 – размещался в нынешнем здании врубелевского корпуса музея изо. Там проводились сложнейшие операции. А для поддержания духа советских солдат замдиректора Воронежского музея Леонид Афанасьев читал лекции об искусстве. В Омске он часто ходил на пленэр. Живописные зарисовки Афанасьев, в благодарность, передал сибирским коллегам. Зато, бережно сохраненную сибиряками воронежскую коллекцию, он благополучно доставил обратно на родину. Воронежский музей изобразительных искусств, несмотря на то, что город был практически уничтожен фашистами, вновь открылся сразу же после войны.