Экспозицию "Бронепоезд войск НКВД" торжественно открыли в Волгограде
Бронепоезд №73 Войск НКВД, спустя 80 лет, вновь на волжском берегу. Под мирным голубым небом и ярким, палящим солнцем.
Мемориальный комплекс – напоминание о кровопролитной битве и вкладе тех, без кого невозможна была бы победа над фашизмом. Железнодорожникам. Их подвигу. Который совершали с первых дней войны прямо на рабочем месте – под авиабомбежками и обстрелами.
"Символично, что в год 80-летия победы, накануне нашего любимого святого праздника Победы советского народа на немецко-фашистскими захватчиками, здесь, на сталинградской земле, – месте, где непосредственно шли бои, здесь решались события нашего Отечества и всего мира, мы совместно с Российскими железными дорогами устанавливаем мемориальный комплекс, посвященный подвигу железнодорожников", – отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
"Здесь мы видим символ не просто бронепоезд, не просто один "Краснознаменный". Это символ работы железнодорожников. И здесь, в городе-герое Волгограде, как раз отдавать дань памяти, мы вспоминаем то, что построили во время войны железнодорожники. Есть несколько направлений уникальных, но волжская рокада носит важнейший смысл в войне 1941-1945 годов", – подчеркнул генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров.
Именно бронепоездам войск НКВД поручалась охрана заводов, железнодорожных узлов: перегонов, станций, как уязвимых мест. Они нуждались в прикрытии от налетов авиации. В Сталинграде – от 4-го воздушного флота Рихтгофена, которому на первом этапе просто не могла противостоять одна восьмая воздушная армия.
"Когда началась Сталинградская битва, налеты на железнодорожные узлы увеличиваются, и наш бронепоезд защищает, как может, и на его счету было сбито несколько немецких самолетов", – отметила заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника "Сталинградская битва" Светлана Аргасцева.
Бронепоезд участвовал в ожесточенных боях по железнодорожному кольцу в районе Сталинграда. Песчанка, Воропоново, Купоросная, Садовая и Поляковка. Уничтожил две минометные батареи и почти две роты врага. К рубежу обороны доставил солдат Красной армии.
"Бронепоезд №73 войск НКВД, когда он прибыл с московской железной дороги, когда он по пути из Качалино прибыл на станцию Конную, немцы уже захватили эту станцию, благодаря действиям экипажа бронепоезда, станция была отбита. Бронепоезд №73 уничтожил более 20 танков, и в том бою на Конном он помог пехоте отбить немцев", – рассказал председатель совета ветеранов, хранитель музея Локомотивного депо Волгограда Евгений Комочков.
Когда начался штурм города, курсировал в овраге Банном, недалеко от Мамаева Кургана. На его южном склоне – был подбит. Но и тогда, оставаясь на путях, бронепоезд №73 войск НКВД стал местом "лежки" снайперов. О нем Василий Зайцев писал в воспоминаниях.
"Именно там рождался новый вид снайперского огня, который позднее разработал Василий Григорьевич – это двумя-тремя снайперами охотиться, если два лежат в лежке, то третий делает микрошевеление, чтобы немецкий снайпер выстрелил, а они уже точно били в цель", – сказала заведующий отделом экспозиционно-выставочной работы музея-заповедника "Сталинградская битва" Светлана Аргасцева.
Как сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ", около полутора лет ушло на создание макета. В его основе как чертежи, архивные фотографии легендарного бронепоезда № 73 Войск НКВД, так и реальные элементы: паровоза, вагона, платформы.
Бронеплатформы – в войну их было по две с каждой стороны. На орудийной устанавливались 76-миллиметровые пушки. На другой – зенитно-минометной – пулеметы "Максим". Это давало возможность бойцам вести практически круговую оборону и наступательные действия.
Среди гостей ветераны-железнодорожники со всей России. Делятся впечатлениями
"Вам спасибо большое за отношение к железнодорожникам"
"Мы же установили мемориальный комплекс железнодорожникам в местах, где шли бои, вот здесь недалеко проходила железная дорога, трамвайные пути здесь, поэтому все находится в историческом месте", – отметил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
Стальные магистрали – артерии страны. По ним в годы Великой Отечественной войны прошли более 400 тысяч эшелонов, 20 миллионов вагонов с военными грузами. Железнодорожники эвакуировали около трех тысяч заводов и фабрик, 25 миллионов советских граждан. "Без их четкой слаженной работы, не было бы Победы".