Низко летит. Как рейтинг России повлияет на госкорпорации
Рейтинг рейтингу - рознь. Агентство Standard & Poor's, которое недавно понизило суверенный рейтинг России ниже инвестиционного, в ближайшие дни примет решение насчет индивидуальных рейтингов крупнейших компаний страны. В итоге их показатели могут оказаться выше. Между тем экспертный совет стран БРИКС рассмотрит возможность учреждения внутри группы независимого рейтингового агентства - об этом заявил посол Бразилии в России. Подробнее - в материале экономического обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
После того как агентство Standard & Poor's снизило суверенный рейтинг России ниже инвестиционного, в ближайшие дни оно намерено объявить новые рейтинги и для крупнейших российских компаний и банков. Решение будет приниматься не списком, говорит директор группы корпоративных рейтингов агентства Александр Грязнов; для каждой компании ситуация индивидуальная, пересмотр был заявлен еще в декабре.
"По каждой компании написали, что может дать данный рейтинг. Для ряда госкомпаний, рейтинг которых находился на уровне суверенного, и, прежде всего, для компаний, которые завязаны на внутренний рынок, снижение суверенного рейтинга приведет к снижению их собственного рейтинга".
Вероятное понижение рейтинга, по мнению руководителя дирекции анализа долговых инструментов финансовой корпорации "УралСиб" Дмитрия Добкина, действительно коснется, в первую очередь, компаний с государственным участием:
"Суть здесь заключается в том, что основными закредитованными агентами являются корпорации, а не государство (особенно по внешнему долгу), потому было бы нелогично, чтобы существенная часть компаний имела бы рейтинг выше государственного".
При рейтинговом анализе состояния дел в компании агентства используют специальные стресс-тесты, говорит Александр Грязнов: если у компании нет крупных погашений долгов в ближайшие годы и она имеет достаточный объем активов и выручки в валюте, то она может его пройти, заключает эксперт:
"Мы уже в конце декабря сказали о том, что такие компании, как "Норильский Никель" или "Фосагро", могут иметь рейтинг на одну ступень выше суверенного. По ряду других компаний, таких, как "Лукойл" и "Газпром", мы сейчас проводим анализ и примем решение, вероятно, до конца января".
Изменение рейтингов к негативу для крупных госкомпаний обернется дополнительными расходами, причем часть из них придется принимать бюджету, полагает Дмитрий Добкин. Он вспоминает слова главы Минэкономразвития о том, что в кредитных договорах, заключенных ими, могут быть так называемые ковенанты - или, проще говоря, специальные условия, оговаривающие возможность преждевременного взыскания долга в случае ухудшения рейтинга:
"Я думаю, речь идет о наличии двух рейтингов инвестиционных. Потому - в случае таких компаний, как "Газпром" - потеря одного рейтинга вряд ли приведет к нарушению ковенантов. Если у "Газпрома", или, допустим, у "Роснефти" такие условия есть в кредитных договорах, тут требуется снижение рейтинга у двух агентств, а не у одного. Тем не менее, такая опасность есть; она, теоретически может привести к ускорению погашения имеющегося долга и потребовать дополнительных ресурсов. Может быть, какой-то помощи со стороны государства".
Разумеется, данный аспект не может вызвать удовольствия ни в российском Правительстве, ни в руководстве госкомпаний. На помощь может прийти БРИКС: посол Бразилии в России господин Геррейро заявил, что экспертный совет этой группы стран уже в марте может рассмотреть вариант учреждения независимого рейтингового агентства. В такой инициативе нет ничего плохого, замечает Дмитрий Добкин, поскольку рейтинги необходимы не только для отношений с внешними рынками. Перспективное агентство, речь о котором, кстати, велась давно, может помочь, например, структурировать заемщиков на внутреннем рынке:
"От рейтингов зависит композиция ломбардного листа ЦБ, также постановление ЦБ 387-П, связанное с расчетом коэффициентов рисков по бумагам, находящимся на балансах российских банков; оно также включает в себя определенные условия с наличием рейтингов. Подобные же условия - в декларации ФНБ по инвестированию средств".
Впрочем, эксперт констатирует, что для реальной значимости оценок агентство должно создаваться всеми странами БРИКС без исключения, и оговаривается: даже если решение весной будет принято, первые рейтинги могут быть опубликованы через 3-5 лет.